Работать в кризис – дело непростое: то зарплату задержат, то на безопасности сотрудников сэкономят, а то и вовсе устроят сокращения или уволят. Причём чаще всего такие нарушения встречаются в крупных компаниях.
Отдайте заработанное!
Около 35% нарушений, с которыми сталкиваются трудовые инспекторы, связаны с невыплатой заработной платы. На втором месте – 20% нарушений – это неверное оформление трудового договора или его отсутствие. В итоге около 16% трудоспособного населения в нашей области работает нелегально. Причём, «нелегалы» тоже частенько жалуются на невыплату зарплат. И как ни странно, обычно это происходит, когда они не могут получить расчёт.
– Если работник официально не оформлен, то будет очень трудно доказать, что работодатель вообще должен ему какую–то сумму, – поясняет Жанна Васильева, главный госинспектор труда в Воронежской области. – В этом случае понадобятся свидетели, которые смогут в суде подтвердить, что этот человек действительно работал на данном предприятии. Найти таких свидетелей практически невозможно – сотрудники не хотят в этом участвовать, боясь нажить себе неприятности.
Но и легальные сотрудники нередко сталкиваются с тем, что не могут получить свои честно заработанные деньги. По данным региональной Госинспекции труда, задолженность предприятий области по заработной плате составляет сейчас более 130 млн руб., среди должников – 109 компаний. Процесс погашения задолженности идёт, но довольно медленно. Бывает, что стоит предприятию погасить долги по зарплате в одном месяце, как оно тут же влезает в новые – уже по следующему месяцу. Кстати, если задолженность не гасят в течение двух месяцев, то материалы проверки направляют в следственные органы, возможно даже заведение уголовного дела. Правда, пока ни одного такого дела в Воронежской области открыто не было.
Особая история с теми компаниями, которые признаны банкротами. В таких случаях зарплату можно ждать месяцами, а то и годами. Дело в том, что у предприятия–банкрота средств нет, а чтобы их получить, нужно сначала распродать имущество. Для этих целей нанимают конкурсного управляющего. Но у компаний–банкротов есть и другие, помимо невыплаченной зарплаты, обязательства, и первоначально по закону следует решать именно эти проблемы: долги в бюджет, задолженности кредиторам, а уже потом – по зарплате работникам.
А как же безопасность?
Как бы то ни было, но есть кое–что поважнее финансовых вопросов, например – жизнь и здоровье. К сожалению, об этом сотрудники воронежских компаний заботятся куда меньше – жаловаться на небезопасное рабочее место чаще всего бегут лишь после того, как случилось непоправимое. Причиной несчастных случаев обычно становятся неисправное оборудование и необученные сотрудники.
Кстати, уровень смертности на производстве в Воронежской области не снижается уже несколько лет: и если в 2013 и 2014 гг. на рабочих местах погибли по 25 человек, то за первые шесть месяцев 2015 года – уже 12. Чаще всего несчастные случаи происходят на предприятиях обрабатывающей промышленности, в сфере строительства, сельского хозяйства и транспорта. Нужно знать, что семья погибшего на производстве человека может получить до 1 млн руб. денежной компенсации. Причём даже в том случае, если будет доказана вина самого погибшего.
В 2015 году инспекции труда пришлось расследовать 76 несчастных случаев на производстве, из–за которых люди получили тяжёлые травмы, – о них сообщили сами работодатели. Но бывает и такое, что работодатель пытается скрыть сам факт несчастного случая.
– Случай считается сокрытым, если к нам обращается не работодатель, а пострадавший работник, – комментирует Жанна Васильева. – За полгода к нам поступило 12 таких обращений. Тогда наш инспектор выходит на проверку на предприятие самостоятельно – в отличие от стандартной процедуры, когда принято созывать комиссию из представителей предприятия и Госинспекции труда. Здесь уже никакой комиссии не будет, так как работодатель нарушил закон. Соответственно, он уже никак не сможет повлиять на результаты проверки.