Ещё 2-3 десятилетия назад на пляжах городской «водохранки» было как в купальный сезон на Чёрном море: толпы отдыхающих загорали и ныряли. Но уже в конце 90-х санитарные службы объявили, что водоём перестаёт соответствовать нормам. А сейчас купание в нём и вовсе опасно, а местные пляжи давно пришли в негодность. В год 45-летнего юбилея водохранилища мы спросили у экспертов, реально ли сделать наше «море» чистым.
Крупнейшее в мире
По мнению специалистов, чтобы расчистить водоём, нужно разработать научную базу. Воронежское водохранилище уникально: оно одно из самых крупных в мире из целиком расположенных в городской черте. Как раз во многом благодаря этой особенности и возникли его проблемы.
Водохранилище строили в спешке. Из-за растущих потребностей в воде заводов СК, шинного и других — за три года вместо расчётных 15-ти. Водоём был необходим и для избавления города от малярийных комаров и пересыхания грунтовых вод. Профессор кафедры водоснабжения ВГАСУ Владимир Щербаков помнит, как работники предприятий выходили на строительство водохранилища — расчищали пойму от зарослей.
«Рабочие многих заводов на субботниках занимались удалением спиленных деревьев, чтобы хоть как-то подготовить ложе водохранилища, — рассказывает учёный. — И вот в апреле 1972 года первый пароход с участниками строительства на борту прошёл через шлюз плотины. Всеобщее ликование, чествование рабочих, праздник, на который собрались сотни людей. И лишь немногие из них понимали, что из-за спешки не удалось качественно подготовить дно».
«Я служил в армии, когда узнал из газет, что в водохранилище случился массовый замор судака — его вывозили самосвалами. Ничего себе, поработал! — вспоминает руководитель регионального управления Росприроднадзора, а тогда 17-летний работник завода «Электросигнал» Виктор Ступин. — При строительстве водохранилища не были соблюдены все проектные решения. Кусты вырубили, а трава и чернозём остались, и всё это, естественно, привело к разрастанию водорослей и другим биологическим процессам. Спешили очень — ведь строили с опережением, нужно было докладывать в Москву».
Уже через 10 лет, по мнению экспертов, водохранилище пришло в норму. Люди купались в летнее время и активно ловили рыбу. Однако промывная способность русла уменьшалась с каждым годом. О чрезмерном загрязнении водоёма заговорили в 90-х.
Какие проблемы?
При создании водохранилища не успели построить и очистные сооружения предприятий. И сейчас одна из главных причин загрязнения связана с неконтролируемым сбросом сточных вод — из так называемой ливневой канализации. По подсчётам директора воронежского Центра экологической политики Надежды Стороженко, таких водовыпусков в городе около 70 — в год сливают в акваторию водоёма 100-200 млн куб. м ливневых стоков, то есть примерно столько же, сколько воды содержит сам объект. Кроме того, нередко граждане самостоятельно врезают свою локальную канализацию к системе ливневой канализации. И в водохранилище попадают ещё и фекалии с мочой. Городские власти об этом знают, но почему-то бездействуют.
«В 2009 году была разработана программа развития коммунальной структуры до 2020 года на основе Генплана, где содержались решения по развитию ливневой канализации. Программа утверждена, проектные наработки есть, но из-за проблем финансирования реальных движений нет, — признаётся заместитель руководителя городского управления экологии Вячеслав Дрыгин. — Правда, есть один показательный проект, который в рамках муниципально-частного партнёрства охватывает всего около 500 га. Близ санатория Максима Горького планируют построить очистные сооружения. Этот проект может быть реализован в этом году».
Ну, и, конечно, загрязняют водохранилище сбросы от Левобережных очистных сооружений (ЛОС). Так, за последние 15 лет в районе плотины за Вогрессовским мостом индекс загрязнённости повысился с 1,06 до 1,1.
«С тех пор как коммунальное предприятие было передано в частные руки, состояние сточных вод постоянно ухудшается, — говорит Виктор Ступин. — Кроме того, ЛОС по ночам сбрасывает в водохранилище иловые карты. Такого безобразия ещё не было. Мы в арбитраже выиграли иск на 133 млн руб. и подали новый иск — на 126 млн рублей».
Тем не менее, по словам Ступина, водоём нельзя назвать лужей. По данным Гидромета, Воронежское водохранилище относится ко II и III классу чистоты — вода в нём чистая и умеренно загрязнённая. В частности, этому способствует снижение промышленных сбросов.
Кстати, при строительстве водохранилища был допущен ещё один дефект — недостаточно углубили ложе. С годами в некоторых местах оно ещё и заилилось. Из-за мелководья и плохого водообмена водохранилище «растёт» — в нём расплодились водоросли.
«В водохранилище сейчас живёт примерно 2 тыс. видов водной фауны, которые проводят детоксикацию и фильтрацию воды. В ходе реновации мы можем уничтожить эти точки самоочищения. Могут повториться вспышки заморов или вовсе непредсказуемые беды», — считает заведующий кафедрой ВГУ профессор Олег Негробов.
Так способны ли предпринимаемые сейчас меры, в том числе реновация, о которой так много говорят, сделать водохранилище чистым? Главный загрязнитель — Левобережные очистные сооружения — не реконструируют, а только штрафуют, «ливнёвки» не реставрируют... Во всяком случае, к началу следующего года говорить о чистом водохранилище вряд ли придётся.
Беда от браконьеров
Президент Воронежской рыболовной ассоциации Андрей Ермаков:
«В конце апреля мы провели ежегодный турнир по отлову браконьерских сетей из Воронежского водохранилища. И, несмотря на то, что это событие анонсировалось за две недели, и все браконьеры успели вынуть свои сети, мы выловили 7 км сетей, которые унесло или они были брошены осенью. В них находилось немыслимое количество тухлой рыбы — щуки и сазана. Неприятный запах распространялся даже в холодной воде, а что будет летом?!
Браконьеры травят водоём. Если бы не браконьерский отлов, рыбные запасы в нём были бы значительно больше. А ведь раньше в водохранилище начинало развиваться промышленное рыболовство, но потом ввиду скудности запасов его отменили.
Куда только мы не обращались с этой проблемой — безрезультатно! Уж лучше бы у нас было какое-нибудь промысловое предприятие, которое по квоте добывало рыбу, одновременно охраняя водоём от нарушителей природоохранного законодательства. Сегодня же добычу осуществляют все кому не лень, причём нагло и открыто!»
Приманка для туристов
Воронежский урбанист Илья Бейлин:
«Я бы предложил использовать водохранилище для массовых занятий спортом и отдыха. Есть несколько точек, которые с успехом могли бы стать пристанями для прогулочных судов. А яхт-клуб, думаю, мог бы стать ключевым объектом.
Конечно, муниципалитет, скорей всего, не потянет таких расходов, но стоило бы создать условия для развития организаций, которые могли бы преобразовать набережные для блага горожан. Тогда бы водохранилище превратилось в визитную карточку города.
К сожалению, сейчас отношение горожан к водоёму, скажем так, равнодушное. И судя по тому, как водохранилище эксплуатируется, оно не воспринимается как ценный ресурс для развития территории».
Работы ведутся
С 2016 года в районе Петровской набережной проходят работы по расчистке водохранилища. Это один из элементов концепции реновации водоёма, которая была создана в рамках международного конкурса, прошедшего в 2014 году.
Смотрите также:
- Тамбовские реки нуждаются в экологической реабилитации →
- Что водится в тихих омутах воронежского водохранилища →
- Можно ли спасти воронежское водохранилище →