Предъявите проездной! Об идее введения электронных проездных в Воронеже

Александр Фирсов / АиФ

Никакой теряющейся по карманам мелочи, никаких криков «Где сдача со ста?!», никаких водителей, крутящих одной рукой баранку, а другой судорожно отсчитывающих монетки… Всё это должно уйти в историю, причём довольно скоро.

   
   

К концу года воронежские чиновники планируют разработать проект электронных проездных билетов. Если всё пойдёт как надо, то в следующем году начнётся внедрение новой системы. Это значит, что расплачиваться за проезд в общественном транспорте можно будет «безналом».

Прощай, мелочь!

Пока специалисты изучают опыт других городов, где подобные системы уже действуют: это Москва, Казань, Санкт–Петербург, Минск. Детально прорабатывается каждый пункт. С одной стороны, оплата картой – вещь удобная: пассажирам не нужно отсчитывать мелочь, а водителям отвлекаться от дороги, выдавая сдачу. Чтобы расплатиться, достаточно будет приложить специальную карту к прибору, установленному в салоне автобуса или «газельки». Внешне карта будет похожа на банковскую. Чтобы воспользоваться ею, придётся положить деньги на электронный счёт.

Пожалуй, один из главных плюсов во всей этой системе – прозрачная бухгалтерия. Больше никакого «чёрного нала», никаких «живых» денег.

– Перевозчики смогут точно контролировать пассажиропоток, – поясняет Владимир Анисимов, руководитель управления транспорта администрации Воронежа. – По примеру других городов могу сказать, что разница между официальной статистикой и данными водителей доходит до 30% – эту прибыль транспортные компании сейчас теряют.

Но и здесь могут возникнуть проблемы. Дело в том, что нельзя внедрить систему сразу, в один день. Вводиться она будет постепенно, и у народа останется альтернатива – либо карта, либо наличные. Особенно это актуально для пожилых людей, которые, как правило, с трудом переживают любые нововведения. Вместе с тем, возможно, что стоимость проезда по карте будет даже немного ниже, чем при оплате наличными, чтобы стимулировать пассажиров переходить на новую систему.

   
   

– Так как оплата картой и наличными будет существовать в расчёте примерно 50 на 50, то водители всё равно будут допущены к деньгам, – считает Виктор Натаров, исполнительный директор одной из крупных транспортных компаний Воронежа. – Сейчас у каждого водителя есть плановая выручка, которую он сдаёт в конце каждого рабочего дня, при введении проездных мы вынуждены будем довольствоваться тем, что заработаем с их помощью, и совершенно непонятно, какой план заявлять водителям по наличным. Пока этот вопрос не проработан. Но, как бы то ни было, если решение примут, мы будем работать по новым правилам. Думаю, со временем всё прояснится.

Держите «зайца»!

Другая проблема, которая неизбежна при введении электронных билетов – «зайцы». Наверняка среди горожан найдутся желающие проехаться в транспорте бесплатно. Значит, нужно возвращать в автобусы контролёров, которые будут отслеживать и штрафовать любителей халявы. А это новые затраты для перевозчиков. По сути, придётся создавать новую структуру. Получается, что не успели перевозчики порадоваться, что смогут сэкономить на кондукторах – за них–то как раз будут работать автоматы – как стало ясно, что не обойтись без контролёров.

Кстати, затраты на установку нового оборудования тоже лягут на транспортников – соответствующий пункт есть в договорах нового типа, которые заключались в этом году. Удовольствие это недешёвое – стоимость приборов для одного автобуса колеблется от 20 до 100 тыс. рублей. Чем больше дверей в транспорте, тем больше потребуется автоматов. Не ясно и то, как будет устроена работа с компаниями, которые эти автоматы устанавливают – обычно они берут процент с заработанных на перевозках денег за эксплуатацию оборудования.

Вывод напрашивается сам собой: либо планы перестроить работу транспортников провалятся, либо не миновать нам очередного роста тарифов – цены за проезд резко возрастут, ведь любые расходы частного бизнеса рано или поздно перекладываются на плечи населения.

Смотрите также: