Казалось бы, стрит-арт – явление довольно молодое, появившееся как некий социальный протест. Однако на самом деле можно не только проследить связь стрит-арта с множеством художественных течений прошлого столетия, но также и с наскальными рисунками, изображавшими бытовые сцены. Сегодня в уличном искусстве можно найти отголоски разных направлений живописи. Здесь есть место портретам, пейзажам, жанровым зарисовкам. При этом стрит-арт продолжает балансировать на грани законности, и многим художникам приходится скрывать свои имена.
Где, как и зачем появляется уличное искусство?
Увидеть стрит-арт можно на стенах домов, гаражей, на трансформаторных будках, заборах. Некоторые работы относительно небольшие, другие способны поразить своими размерами, сложностью. Для создания изображения используются баллончики с краской и маркеры, позволяющие прорисовать детали. За каждой работой стоит серьезный подготовительный этап, когда создается эскиз, продумывается последовательность создания изображения.
Пожалуй, основной вопрос – «зачем?». Здесь сегодня может существовать несколько ответов. Это может быть творчество ради творчества, стремление передать свои чувства или выразить протест. Также сейчас стрит-арт начинают все больше признавать как вид современного искусства, поэтому райтеры, а именно так называют себя уличные художники, могут получать заказы и рисовать легально за вознаграждение.
В последние годы стрит-арт получил значительное развитие в Воронеже. Во многом это связано с проведением фестиваля уличного искусства «Здесь», в рамках которого в столицу Черноземья приезжали известные райтеры. Они не только подарили городу свои творения, но еще и провели серию открытых мастер-классов.
Высокий уровень фестивальных работ вызвал отклик не только у местных художников, но и у городского сообщества. Если раньше к стрит-арту относились как к порче имущества, то сейчас его все больше воспринимают как искусство, которое способно преобразить среду, сделать ее более дружелюбной. В этой связи стрит-артом заинтересовались городские активисты. Кроме того, появляются лекции посвященные уличному искусству, которые проводятся вне фестивалей и собирают аудиторию. Примером может стать встреча, посвященная уличному искусству в Центре социальных инициатив, где Михаил Махмутов проследил историю развития граффити.
«Тонкая грань между вандализмом и искусством»
Количество граффити неуклонно растет, и уже скоро по ним даже можно будет составить экскурсионный маршрут. Сейчас же можно посмотреть образцы воронежского уличного искусства на карте граффити, созданной Денисом Евграфовым. Благодаря такому проекту все желающие смогут не только ознакомиться с граффити онлайн, но также быстро найти и увидеть воочию заинтересовавшую их работу.
Жизнь изображения бывает недолгой. Во-первых, его могут просто закрасить. Во-вторых, на нем могут возникать надписи, или даже «дорисовки». Появление новых элементов говорит о реакции, о возникновении некоего общения.
Корреспондент «АиФ-Черноземье» выяснил, что думают горожане об уличном искусстве.
Вадим Пожидаев, инженер, 25 лет:
«Думаю, это бывает красиво, но часто баллончик с краской оказывается в руках неумелых подростков, и все ограничивается сомнительными рисунками или надписями. Вообще, есть тонкая грань между вандализмом и искусством. Важно что, где и как изображают».
Наталия Михайлина, экономист, 51 год:
«В Воронеже стали появляться очень красивые работы, например, преобразилась стена на улице Свободы. Во дворах довольно часто встречаю изображения героев мультфильмов. Думаю, если бы художники начали сотрудничать с властями, то могло бы получиться что-нибудь масштабное. В городе много унылых районов, а так можно было бы изменить их в лучшую сторону, буквально раскрасить».
Смотрите также:
- Иван Горшков: «Выставки в Воронеже – это всегда экзамен перед самим собой» →
- Ольга Буева: «Иногда нужно кусать прохожих за пятки» →
- В Липецке открылась выставка романовской игрушки →