Примерное время чтения: 5 минут
307

В Липецке открылась выставка романовской игрушки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Липецк 27/09/2013

На днях в Липецком музее народного и декоративно–прикладного искусства отрылась выставка традиционной романовской игрушки. На ней были представлены работы народного мастера России Елены Смолеевской. Вот уже 20 лет она занимается возрождением этого старинного ремесла, секреты которого узнал и корреспондент «АиФ–Липецк», встретившись с автором работ.

Незаконный промысел

АиФ: – Елена Геннадьевна, во всём мире наблюдается тенденция к возрождению народных традиций. А что у нас?

Досье
Елена Смолеевская – народный мастер России, член Союза художников РФ, преподаватель кафедры ЛГПУ, руководитель студии традиционной глиняной игрушки в музее народного и декоративно-прикладного искусства. Занимается изготовлением глиняных игрушек более 20 лет. Её работы хранятся в государственных и частных собраниях в России и за рубежом.

Е.С.: –  Конечно, у нас ситуация сильно отличается от того, что происходит не только во всём мире, но даже в других регионах России. На том же севере всячески поддерживается народное творчество – существуют целевые программы, которые направлены на то, чтобы потомственные мастера имели возможность развивать свои ремёсла. Но там традиции и в прежние времена не прерывались.

АиФ: – Почему же мы оторвались от своих корней?

Е.С.: – Исторически так сложилось, что наши традиции не имели столь прочной основы, как у тех же малых народностей. Славянские племена, некогда населявшие территорию нынешней Липецкой области, в какой-то момент покинули насиженные места. А когда спустя столетия вернулись, у каждого к тому времени сложились уже свои традиции, и они не были едиными. В советское время политика государства также не способствовала развитию и сохранению народных промыслов. С каждого изготовленного ремесленником изделия взимался налог. По этой причине мастера либо совсем забрасывали ремесло, либо продолжали заниматься им тайно, фактически незаконно. Так, утеряв свои традиции, мы позднее решили изобрести что-то новое на основе уже существующего, к примеру, попытались привнести хохлому на Липецкую землю. Но попытка оказалась неудачной. Нужно возрождать исконные традиции, а не копировать чужие.

АиФ: – Сейчас вроде бы снова проснулся интерес ко всему народному?

Е.С.: – По этому поводу руководитель известного фольклорного ансамбля «Воскресение» как-то сказала: «Сколько мы ездим по разным фестивалям, уже устали от того, что народным сейчас называют любой коллектив, исполняющий общенародные песни». А ведь у нас богатейший этнографический материал, который можно было бы изучать! Так нет же, у нас даже самобытную песню, которую можно раскрутить как хит, подгоняют под общее удобоваримое исполнение. Мы гонимся за мишурой, но за ней теряется главное – суть народного искусства. 

«Свистульки» со смыслом

АиФ: – Некоторые смотрят на глиняные игрушки и говорят – что в них такого особенного: свистулька она и есть свистулька…

Е.С.: – А вы знаете, сколько в этой простой вещице народной мудрости? Каждый образ что-то обозначает. Например, жаворонок символизирует приход весны, солнца. Олень считается покровителем семейных уз. Козёл – символ плодородия. А одна из романовских игрушек – барыня – является прообразом славянской языческой богини плодородия Макошь. Посвистев же в глиняную свистульку, по древним поверьям, можно было отогнать злых духов. В каждой игрушке заложен глубокий смысл. Мне кажется, не случайно, что некоторые люди и сегодня выбирают на ярмарках именно её: естество человека тянется к чему-то исконному, народному. Наверное, существует некая генетическая память.

Когда душа поёт

АиФ: – А что лично вас привлекло в романовской игрушке?

Е.С.: – Я училась делать романовскую игрушку у потомственного гончара Ивана Фёдоровича Гункина, когда ещё была студенткой художественно-графического факультета. Мы всей группой ездили к нему на практику. Но, видимо, мало просто освоить азы, надо, чтобы зажглась искра. У меня она зажглась. Меня поразило то, как через народные традиции можно выразить свои чувства, передать эмоции. А ещё ощутить ту самую непосредственную, детскую радость. Психологи называют это – вернуться к своему внутреннему ребёнку. Когда я леплю игрушку, то забываю буквально обо всём, а в душе всё поёт от счастья. Кроме того, это ещё и огромное поле для творчества. На основе одного сюжета можно сделать много разных игрушек. Например, того же генерала можно изобразить на коне, с бабой под ручку или с гусём под мышкой.

АиФ: – У вас есть ученики, которым вы можете передать свои знания?

Е.С.: – С учениками, конечно, проблема. У меня пока только одна ученица – Олеся Гордеева. Она работает в доме детского творчества, а когда-то была моей студенткой. Но вообще я не ставлю перед собой задачу окружить себя массой учеников. Во-первых, потому что считаю – народное искусство не должно быть массовым. А во-вторых, чтобы заниматься только игрушкой, должно быть что-то такое в душе, что-то особенное. Наверное, такая же, как у меня, искра…Только тогда человек может овладеть этим старинным ремеслом. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах