Ширма для махинаций. Как работают ТСЖ в Воронеже?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

На практике ТСЖ – часто лишь прикрытие для недобросовестных коммунальщиков. При этом воронежские госорганы не только не борются с беспорядком, но бывает, что и поддерживают его.

   
   

Другие цели

мнение
Лариса ТУЛИНОВА, председатель общественного совета по ЖКХ при мэре Воронежа: - ТСЖ может заключить с УК договор обслуживания и пользоваться услугами слесаря, уборщицы, дворника и т. д. Но бывает, что УК полностью подминают под себя ТСЖ и используют их для сбора денег. Это махинация. ТСЖ обязано вести бухгалтерию, но иногда всё делает УК, и председатель даже не вникает в финансовые вопросы. Расписался - и всё. Нет ни правления, ни ревизионной комиссии - ничего. ТСЖ также может нанять исполнительного директора - профессионала, который заключит договоры с ресурсоснабжающими организациями, будет контролировать подрядчиков и т. д. Но лучше всего управлять самим. Конечно, маленьким домам тяжело, нужно поднимать плату по верхней строке. Хотя бывает, что и у небольших пятиэтажек всё получается неплохо, и даже остаются деньги на ремонт и благоустройство.
Самоуправление жильцов многоэтажек в Воронеже приживается с трудом: соседей обычно трудно созвать даже на обычное общее собрание. Однако практика показала: несмотря на неопытность, собственники обычно управляют своим домом гораздо лучше профессионалов из управляющих компаний (УК). И не удивительно: ведь они не стремятся поживиться, а действительно борются за нормальные условия жизни для себя и своих детей. Но иногда товарищества собственников недвижимости (ТСН – так с недавних пор именуются ТСЖ) существуют лишь для отвода глаз.

– У ТСЖ много плюсов, но не стоит себя обманывать: такая форма управления далеко не идеальна, – считает Светлана Кравцова, глава городского отделения общественной организации «Жилищный контроль». – Если в члены правления избраны недобросовестные граждане, злоупотребления будут продолжаться. Особенно часто это проявляется, если ТСЖ заключает договор управления многоквартирным домом с УК. Власть над финансами сосредотачивается в руках двух юридических лиц: одно – ТСЖ – действует номинально, другое руководит домом по своему усмотрению, продолжая ставить главной целью получение прибыли.

Именно по такой схеме продолжает действовать в Железнодорожном районе печально известный коммунальщик Михаил Палютин, который в конце 2014 г. был приговорён к условному сроку за «мошенничество в особо крупном размере». Разными способами он завоёвывает симпатии активных жильцов, после чего в доме создаётся полностью послушное ТСН. Новая УК делает в многоэтажке мелкий ремонт, приобретая популярность. И всё это – без целевых сборов. А вот с оплатой ресурсов у Михаила Палютина – большие проблемы. Созданные им компании традиционно занимают верхние строчки в списках должников, закрываясь и создаваясь заново.

Например, палютинская «ЖКХ» плавно трансформировалась в «УК ЖКХ», которая благополучно заключила договоры с теми же ТСН – ведь в домах по–прежнему был свой актив. А когда весной прошлого года новая компания не получила лицензию, появилась УК «Коммунальщик». При этом Михаил Палютин формально уже «не при делах»: в последних двух организациях он числится не директором, а всего лишь консультантом.

В итоге, во многих домах настал полный «раздрай»: жильцам приходят двойные платёжки. Одни оплачивают квитанции «Коммунальщика», другие – прежней УК, третьи и вовсе никому не хотят платить, намереваясь рассчитаться, когда бардак закончится.

   
   

При этом «Коммунальщик» давит на непослушных, не стесняясь в методах. Например, 1 февраля УК, установив заглушки, оставила без канализации 60 квартир в доме № 52 по ул. 25 Января, куда двойные платёжки приходят уже больше пяти лет. Унитазы удалось «освободить» лишь через неделю. Было возбуждено уголовное дело по статье «Самоуправство», а Госжилинспекция обратилась в суд, чтобы лишить УК «Коммунальщик» лицензии. Впрочем, организатор шумихи, как обычно, не потерял присутствия духа – обвинил ГЖИ в безграмотности и подал встречный иск.

Развод с препятствиями

А на днях в редакцию «АиФ–Черноземье» обратились жильцы дома № 14а по ул. Домостроителей. Уже 10 лет многоэтажкой управляет ТСЖ «Новый дом». Впрочем, управляет – сказано с некоторой натяжкой. Дело в том, что организация заключила договор на содержание и техническое обслуживание общедомового имущества с УК «Дом–Сервис». При этом сотрудничество между ТСЖ и УК налажено настолько плотно, что они располагаются по одному адресу, в одном офисе и даже пользуются общей электронной почтой. В общем, разобраться, где кончается УК и начинается ТСЖ, совсем непросто.

По данным сайта городской администрации, ТСЖ не ведёт финансово–хозяйственную деятельность, и бухгалтерский баланс у него нулевой. Тем не менее, именно ТСЖ «Новый дом» в коммунальных квитанциях значится как получатель платежа.

– Мы не можем понять, куда 10 лет уходили деньги, – говорит Марина Андреева, жительница дома. – ТСН несколько раз выставляла целевые сборы. При этом, например, в смете на ремонт напротив конкретных видов работ – пустые строчки, указана только общая сумма.

Интересно, что ещё недавно ТСЖ управляла тремя домами, разбросанными по Воронежу, – кроме многоэтажки на ул. Домостроителей, обслуживала дом № 30 по ул. Плехановской и дом № 72 по ул. Кривошеина. При этом Марина Сафонова, председатель ТСЖ, не живёт и не владеет собственностью ни в одном из них.

– Согласно жилищному законодательству, председателем ТСЖ может быть только один из собственников, – говорит Светлана Кравцова. – ТСЖ может объединять несколько домов, только если они стоят на одном участке и связаны общими коммуникациями.

– Я с удовольствием передам все полномочия человеку, которого выберут жители, – утверждает Марина Сафонова. – У дома отдельный счёт, все деньги проходят через расчётный центр ЕПСС. Отследить денежные потоки элементарно. Любой житель может ознакомиться с документами в нашем офисе. Все траты мы согласовываем с активистами. Например, сейчас мы делаем косметический ремонт в подъездах.

Тем не менее, в прошлом году после долгой борьбы от услуг ТСЖ отказался дом по ул. Кривошеина. Осенью сменить ТСЖ на небольшую УК «Вместе» решили и активные жильцы многоэтажки по ул. Домостроителей. И вот 9 декабря 2015 г. прошло заочное голосование: большинство высказалось за новую компанию.

Но, как водится в Воронеже, коммунальный развод оказался делом долгим и муторным. ТСЖ заручилось поддержкой своего актива – в итоге в Госжил­инспекцию пришло 56 писем от жильцов, которые – хоть в протоколе и значатся их подписи – заявили, что в голосовании не участвовали. В результате ГЖИ в акте проверки от 3 февраля сделала вывод: кворума нет, и решение не принято.

Впрочем, чуть позже чиновники выпустили ещё один акт той же проверки от того же числа, но уже с обтекаемой формулировкой: сделать заключение о законности собрания не представляется возможным. После этого ведомство направило материалы в полицию – для рассмотрения на предмет фальсификации протокола. Ответа пока нет.

Разделяй и властвуй: стравить между собой соседей – главный метод в воронежских коммунальных войнах. А ведь какое хорошее слово – «товарищество»…

Не воровать, а зарабатывать

Фёдор Ковалёв, специалист–коммунальщик:

– Самый эффективный вариант – когда ТСЖ само управляет деньгами. Можно подключать УК, но только на подрядные работы – уборку двора и лестничных клеток, ремонт сантехники, электрики, крыши и т. д. Но когда в управление передаются финансы – это стопроцентный сговор!

Я считаю, что нужно создавать укрупнённые ТСН, управляющие несколькими домами. И при этом необходим контроль муниципалитета, который бы собирал отчётность хотя бы раз в квартал. Чтобы мониторил ситуацию: вдруг откуда–то взялись долги – надо помочь разобраться и т. п. При этом можно создать централизованную бухгалтерию, юридическую службу, технадзор, которые будут на подряде обслуживать все ТСН района, что позволит не раздувать штаты.

Кстати, всё это делается довольно легко. Но нужна политическая воля. Должен быть лозунг: «В ЖКХ нужно не воровать, а зарабатывать!»

Смотрите также: