АиФ-Черноземье: – Виктор Александрович, говорят, роль Воронежа в победе в Великой Отечественной войне ещё не оценена, да и звание Города воинской славы мы получили не сразу. Почему так произошло?
В.Ш.: – Не хочу умалять ничьих заслуг перед Отечеством, но я считаю, что Воронеж вполне достоин звания города-героя, и возможно, даже больше, чем многие другие. Линия фронта поделила город на две части. Кроме того, Воронеж являлся важным оборонным арсеналом СССР: 97% штурмовиков Ил-2, взятых на вооружение в начале войны, были сделаны на воронежском авиазаводе. Всего тогда произвели около 1,5 тыс. машин, и лишь пару десятков из них - в Москве и Ленинграде. Штурмовики Ил-2 стали новым грозным оружием. Кстати, уже только поэтому Воронеж можно считать родиной штурмовой авиации.
– Есть мнение, что наша область в «лидерах» по числу человеческих жертв в Великой Отечественной войне. Это действительно так?
– Бесспорно, мы входим в первую пятёрку наиболее пострадавших областей. Только в период оккупации здесь погибло от голода и болезней порядка 200 тыс. человек. А на потери на фронтах приходится порядка 300 тыс. человек. Вот и печальный итог – полмиллиона погибших. Если учесть, что к началу войны область насчитывала 3,5 млн человек, то потери просто чудовищные. Кстати, по числу отправленных на фронт воинов мы тоже одни из первых: мы дали Родине более 500 тыс. солдат.
– Еще считают, что Воронеж – это второй Сталинград. Уместно ли это?
– Битва за Сталинград, конечно значимее, чем воронежские события, которые отчасти остались в тени истории, хотя они и тесно связаны. Воронеж рассматривался как своего рода трамплин для броска на Сталинград. Предполагалось ввести советское военное командование в заблуждение – якобы немцы собираются идти на север, в то время как на самом деле они шли на юг. Но главное, что оборона Воронежа задержала крупные силы противника, что, по сути, сыграло колоссальную роль в защите Сталинграда. Было попросту выиграно драгоценное время для создания Сталинградского фронта. Именно поэтому я считаю, что Воронеж - во многом прямой участник битвы за Сталинград. И, кстати, тот же генерал Ватутин, так успешно оборонявший наш город, сыграл решающую роль в контрнаступлении под Сталинградом.
– У нашего города славная военная история. А есть ли факты, которые до сих пор можно считать неизвестными?
– Есть противоречивое мнение о том, что немцы никогда не бывали на левом берегу города. Я же утверждаю, что они там были. И это не голословно, о том свидетельствуют многие источники, в том числе и немецкие. Судя по последним данным, главной целью немцев было уничтожить авиазавод и разладить железнодорожное сообщение, но из-за сопротивления советских войск это не получилось. И хотя на короткое время немцам удалось прорваться на левый берег, их довольно быстро оттуда «выкурили». Тем не менее, те удостоверились, что завод эвакуирован, затем взорвали железную дорогу и, уходя, взорвали мост ВОГРЭС. Такая точка зрения рассматривалась ещё в советское время, но почему-то прижилась та, по которой немцев на левом берегу Воронежа никогда не было.
Подвиг под сомнение
– Всё чаще встречаются попытки переписать историю. Насколько, по-вашему, они бывают оправданны?
– Вопрос объективности вообще довольно сложный, хотя бы потому, что каждый историк, как и любой человек, так или иначе имеет собственные взгляды, свою позицию, что уже субъективно и не всегда может совпадать с реальностью. Даже лучшие русские историки нередко давали разные версии и трактовки тех или иных событий. На это влияет множество факторов - обстановка в стране, доступность источников и личность самого исследователя.
Другое дело, когда пытаются переписать историю, что в корне меняет дело. Ведь история – это жизнь, и её нельзя переделать. Хотя, бывает, появляются разные поправки. Возьмите подвиг воронежских солдат «матросовцев». Всюду пишут, что они героически бросились на амбразуру фашистского дзота. Это верно, но есть и дополнение к этой версии, которое гласит, что они сделали это с гранатами в руках, что, согласитесь, гораздо эффективнее. Но это лишь дополнение, которое не умаляет подвиг героев.
– А иногда у героев выискивают нелицеприятные стороны, вплоть до того, что пишут о психических болезнях...
– Но разве хоть на йоту это умаляет подвиги? Конечно, нет! Просто люди, копаясь в чужом белье, пытаются опустить героев до своего уровня. Человек отдал жизнь за родину, а мы сидим и размышляем о том, чем он, возможно, был болен. Это прискорбно. Да и что говорить, когда у нас слово «патриот» после периода либеральных реформ стало произноситься чуть ли не шёпотом и с оглядкой. Но как бы то ни было, колоссальная доля победы была заработана именно патриотизмом.
Вспомните недавний скандал с опросом, стоило ли сдать немцам Ленинград, чтобы спасти тысячи жизней. Предпосылки к опросу ясны – это огромные людские потери. Но спросите тех, кто был там. Я уверен, что ни один из них ни за что бы не согласился на капитуляцию. И именно потому, что эти люди – патриоты. Кстати, помимо эмоциональных доводов, есть и другие. Сдав Ленинград, мы, возможно, не удержали бы Москву. А если бы пала она, то исход войны был бы неясен.
Не все бандеровцы
– Сейчас широко обсуждаются события на Украине. Как вы оцениваете происходящее?
– Я не считаю всех киевлян бандеровцами и уверен: там много людей, которые радеют за судьбу своего народа. Просто людям там не то что высказаться, а попросту выйти на улицу небезопасно. В этом виновны только те, кто эту ситуацию сотворил. Печально, что подобные вещи происходят при живых ещё ветеранах, это больной удар по памяти людей, когда-то воевавших бок о бок единым народом. Я только лишь напомню, что Воронежский фронт в 1943 году был переименован в 1-й Украинский. Именно он освобождал Харьков, Киев и, наконец, Львов от немецких захватчиков. А генерал Ватутин, командовавший этим фронтом, погиб именно от рук бандеровцев.
Смотрите также:
- Взрослые игры. О реконструкции боёв, цене зрелищ и «дефиците» немцев →
- Великая Отечественная война глазами современных историков →
- Противостоять лжи. К чему приводит искажение истории →