В советское время в Кремлевском дворце проходил большой Фестиваль дружбы народов, в котором участвовали представители 15 союзных республик. В стране были октябрята, пионеры, комсомольцы. Затем государство, которое занималось воспитанием и толерантностью, исчезло. Обнажились темы ксенофобии и экстремизма. Нужно было вновь объединять народы через культуру – пришло время собирать камни. В Воронежской области для этих целей в 2010 году была создана Национальная палата при губернаторе.
О современной дружбе народов и роли Национальной палаты в жизни региона рассказывает её замруководителя, президент Координационного Совета народов Кавказа Воронежской области, доктор технических наук, профессор Газибек Магомедов.
Приняли как родного
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Газибек Омарович, Воронеж называют гостеприимным городом. Вы с этим согласны?
Газибек Магомедов: Безусловно. Воронеж во все времена был таковым, иначе меня здесь не было бы. А приехал я сюда в 1970 году из Дагестана поступать в пищевой институт по направлению Совмина. В нашем селе открылся винзавод, и родители думали, что, получив образование, я буду там работать. Но когда я отучился пять лет, меня пригласил в аспирантуру Анатолий Васильевич Зубченко, большой учёный пищевой отрасли. Тема была очень перспективная – переработка фруктов и овощей и производство на их основе пищеконцентратов. Как раз был принят антиалкогольный закон, винзаводы закрывались, и в стране не знали, куда девать дары садов и огородов. Мы же, максимально используя отечественную сырьевую базу, запустили производство полезных основ для кондитерских, кисломолочных и хлебобулочных изделий. Кстати, новые корпуса Воронежской кондитерской фабрики были построены для внедрения наших технологий.
Благодаря моим воронежским учителям я стал учёным, педагогом, руководителем. В 1997 году из самых достойных людей меня избрали заведующим кафедрой – я стал одним из первым представителей некоренной национальности, кто занял такую должность.
Опережая конфликты
– Как вы считаете, сегодня сложнее устроиться приезжим нерусской национальности?
– Не только приезжим, всем сейчас стало сложнее. Особенно тяжело выходцам из ближнего зарубежья. Ведь во многих советских республиках, получивших независимость, молодёжь толком не изучает русский язык, который открывал нам большой мир великих учёных, писателей, поэтов, деятелей культуры и искусства не только русского народа, но и всего мира. Раньше все учились в одной стране, был высокий уровень образования, а сейчас коренные жители республик СНГ приезжают в Россию в основном на тяжёлые заработки.
Огромную страну под названием Советский Союз, где мирно уживались представители всех 15 союзных республик, развалили не войной, а межэтническим вопросом. Враги знали, что и Россию можно развалить через межнациональные конфликты. Помнится, даже маленький бытовой конфликт раздували до национального вопроса. В Воронеже ещё восемь лет назад всплывали темы ксенофобии и экстремизма. Каждый год случались нападения на иностранцев, а порой и убийства. Поэтому новый на тот момент губернатор Алексей Гордеев собрал Национальную палату, подключив к решению межэтнических вопросов самих представителей национальных общин. И сам её возглавил.
Во многом она была создана для опережения возможных конфликтов, хотя Воронеж считается однородным – здесь проживает 95% русских, тем не менее область в стратегическом месте граничит с Украиной, здесь учится более 145 тыс. студентов, это представители более 109 национальностей. А известно, что молодёжь – это самая активная часть населения, которую можно легко свернуть в какую-либо сторону. И это понял Алексей Гордеев, бывший комсомольский работник, человек федерального уровня, хорошо знавший менталитет народов Союза.
Сейчас в Национальную палату входит 31 человек – представители 26 диаспор и пять русских специалистов. Среди них губернатор, экономисты, политологи, бизнесмены, учёные – очень серьёзная экспертная группа, которая может дать оценку и консультацию любому политическому движению, национальному и социальному вопросу.
– Как Национальная палата решает спорные вопросы?
– Мы постарались наладить быстрое и эффективное взаимодействие между национальными общинами и властью. Прежде всего мы решили исправить ошибку, которая была допущена при развале Союза – объединять людей через культуру. Визитная карточка Национальной палаты – фестиваль художественной самодеятельности «Воронеж многонациональный». Когда на сцене выступают с красивыми танцевальными номерами, не смотришь, какой человек национальности, а просто восхищаешься искусством. Это сплачивает людей. Подключаем приезжих к участию во всех праздниках, которые проходят в регионе, посвящая в достойные и ответственные дела, чтобы они почувствовали, что от них многое зависит.
Большая работа проводится с иностранными студентами в первые дни их приезда. Объясняем им, что каждый из них должен быть ответственен не только за себя, за тех людей, которые остались там, откуда он приехал, но ещё и за воронежцев. Здесь о нём думают, беспокоятся, хотят сделать сильным, образованным человеком. Исторически сложилось, что русские для нас как старшие братья: если у них всё хорошо, значит, во всей семье всё отлично. Ведь когда поднимают национальный вопрос, в первую очередь страдает малый народ, поэтому мы стараемся делать всё для благополучия коренного населения.
Профилактика и воспитание сняли большую нагрузку с правоохранительных органов. Когда, например, случилось обострение обстановки в Нагорном Карабахе, конечно, внутренне переживали и армяне, и азербайджанцы. Но к счастью, в нашем городе конфликт не получил продолжения.
Трудовые мигранты – больной вопрос
– С какими жалобами сегодня к вам обращаются? Какие ставите задачи перед Национальной палатой?
– Сейчас фактор межнациональной напряжённости сведён к минимуму – и здесь невозможно отрицать положительную роль Национальной палаты.
Часто решаем вопросы трудовых мигрантов, хотя этот процесс сейчас контролируется, есть центры временного содержания для нарушивших миграционное законодательство. Помогаем им получить паспорта, отслеживаем, чтобы они оплатили штрафы. В районах назначили старших, чтобы они поддерживали связь с работодателями мигрантов, и возникающие проблемы не скрывались и не переросли затем в большой конфликт. Но расслабляться нам не стоит. Внешняя обстановка непростая, сложно и в экономическом отношении – обнищание, безработица… Всё это может обострить национальный вопрос, мы это понимаем, поэтому готовы к активной и постоянной работе.
Смотрите также:
- «Нет более близких народов». Милош Радинович о России, Сербии и Черногории →
- Свобода и ответственность. Как сформировать систему ценностей у молодёжи? →
- «Бог становится объектом потребления» →