Кино на вынос. О современных фильмах и предпочтениях воронежцев

«Люди всё равно не будут массово ходить на российское кино. И если в кинотеатрах не покажут зарубежные фильмы, их начнут скачивать. А ходить будут на те иностранные ленты, которые покажут», – считает Евгений Лебедь, руководитель фестиваля короткометражного кино «Новый горизонт», который регулярно проходит в Воронеже.

   
   

Хорошие и не очень

– Евгений, у нас в городе семь крупных кинотеатров и только один время от времени показывает фестивальные фильмы. Как думаете, почему?

досье
Евгений Лебедь родился в 1990 г. Окончил Воронежский государственный архитектурно-строительный университет (ВГАСУ). Ещё будучи студентом начал участвовать в фестивале «Новый горизонт». В 2013 году стал руководителем фестиваля. Работает в областном молодёжном центре.
– Может быть, не всегда достаточно хороших фестивалей, либо они не очень известные. Обычно ведь берут раскрученные и стремятся на этом заработать. «Каннские львы», к сожалению, стоят 500 руб., и лично я на них не хожу – денег жалко. Российских фестивалей у нас вообще не показывают. Даже сочинский «Кинотавр» особо не крутится. Хотя программа, я думаю, там неплохая. Проблема в том, что наши кинотеатры не видят в этом заработков. Проще прокрутить какой–нибудь «Аватар», который разрекламирован по всему миру ещё за год до выхода, и на него уж точно пойдут все.

А если показывать фестиваль, то это уже, грубо говоря, геморрой. Причём только для того кинотеатра, который решит этим заняться. Он сам его продвигает, сам привлекает зрителей. И никакой помощи со стороны. А ведь наши люди обычно предпочитают, что попроще. Как говорится, зачем себе проблемы придумывать?

– А может быть, зрителям  такие фильмы просто не нужны?

– Не согласен. Мы раз в месяц показываем короткометражки, которые приходили на наш фестиваль, и собираем по 140 человек. По сути, это как раз малый зал крупного кинотеатра. Может быть, приходило бы и больше, если бы у нас было место, информационная поддержка или такие огромные финансовые и административные ресурсы, как, например, у Платоновского фестиваля. И чтоб на каждом шагу можно было увидеть наш баннер. Но тут уже вопрос: с какой целью проводить фестиваль? У нас с ребятами нет цели зарабатывать. А для кинотеатров – это самое главное.

   
   

Учиться негде

– Говорят, в провинции сейчас бум светлых идей, в том числе и в плане кинематографа. А как в Воронеже?

– Можно, конечно, прикрываться высокими словами, что где–то развивается кинематограф. Но я считаю, что это неправда. Если в конкретном городе или области нет специализированного вуза, этого не случится. И самородки просто будут уезжать. У нас в жюри кинофестиваля состоит Василий Филатов, он в 18 лет уехал из Воронежа. Выучился во ВГИКе на звукорежиссёра и сейчас достаточно  успешный в своём деле человек.

Так что пока у нас нет специального образования, всё будет продвигаться медленно. Мы радуемся за растущее качество работ воронежских авторов, которые приходят к нам каждый год на фестиваль. Да, это хорошо, они, действительно, растут на глазах, но рано или поздно достигнут потолка. А хочется идти дальше. Сейчас же в городе большое количество людей, которым интересно смотреть кино, и совсем немного тех, которым нравится это кино снимать.

– Ещё недавно, чтобы стимулировать развитие отечественного кинематографа, предлагалось ввести чуть не лимит на показ иностранных фильмов.

– Знаете, лично я наблюдал такую тенденцию: как только стали появляться фильмы, снятые по госзаказу, например, «Легенда 17», «Высоцкий», многие зрители восприняли это негативно, будто бы им что–то навязывают. С другой стороны, когда у нас снимают какие–нибудь «Яйца судьбы» или «Самый лучший фильм», зрители начинают жаловаться, что государство совсем не контролирует, что у нас выходит на экраны. То есть многих это тоже возмущает.

Рецепт прост: чтобы привлечь зрителя, нужно снимать что–то хорошее. Пока же кинематографисты говорят, что в России снимается 80 фильмов в год, и из них только 5 окупаются. Ещё одна из проблем нашего кинематографа – это то, что мы, с одной стороны, гордимся собственной школой, русской душой, мол, потому и снимаем не коммерческое, а художественное кино. А с другой – возмущаемся, что такие фильмы никто не смотрит. Но чтобы их смотрели, нужно воспитать зрителя, который будет понимать, что ему показывают. Сейчас же получается, что коммерческого кино у нас ещё не научились снимать, а некоммерческое широкой публике не нужно.

Лимит тоже не спасёт. Люди всё равно не будут массово ходить на российское кино. И если в кинотеатрах не покажут зарубежные фильмы, их начнут скачивать. А ходить будут на те иностранные ленты, которые покажут. В Китае, например, существует лимит, но мы тоже не слышим о грандиозных успехах китайских фильмов в международном масштабе. 

Конечно, в России не всё так плохо. Есть, скажем, «О чём говорят мужчины». Выйдет третья часть – и люди снова пойдут. Это хороший пример, но у нас «О чём говорят мужчины» снимается раз в два года, а показывать что–то стоящее надо каждый месяц.

– Какой новогодний фильм вы рекомендуете посмотреть?

– Мне всегда нравилось, что вся страна под Новый год смотрит «Иронию судьбы, или С лёгким паром». И не понравилось, что её захотели переснять, тем самым подпортили репутацию старого фильма. Хочется, чтобы появлялось что–то новое. «Ёлки», например, хороший  фильм, но несколько раз не посмотришь... Вообще новогодний фильм, я считаю, должен быть комедией.

Смотрите также: