9 апреля в рамках открытого лектория шоу «Театр» воронежцы пообщались с одним из ведущих актеров театра драмы имени Кольцова Юрием Смышниковым. Встреча подразумевала формат «вопрос-ответ».
«Я волнуюсь перед каждым выходом на сцену»
– Как вы относитесь к людям, которые следят за жизнью звезд?
– Артисты – те же люди, нормальные, обычные люди. Я понимаю, что движет теми, кто подходит к артистам. Кстати, нам, артистам, это безумно важно. Если мы видим, что есть люди, которые, не скрывая своих эмоций, практически признаются в любви к театру, к той работе, которую они увидели, лучшего стимула для нас нет. Я не люблю, когда говорят о званиях. Вообще, эти звания есть только у нас в России, а везде есть – либо тебя знают, либо тебя не знают. Человеком, когда он подходит к артисту, на мой взгляд, движет любопытство и желание удивляться. Мы любопытны от природы, особенно нам интересно узнавать что-нибудь этакое. Актер – это публичная профессия, и выяснить о нем что-то провокационное, это всегда интересно. Когда какая-то роль понравилась зрителю, и он видит этого артиста в жизни, конечно, есть желание подойти посмотреть, а он и сейчас такой, как на сцене, или он другой.
– Вы волнуетесь перед выходом на сцену?
– Я волнуюсь перед каждым выходом на сцену, перед каждым спектаклем, несмотря на то, что в этом году исполнилось 20 лет, как я служу в театре. Каждый раз я испытываю это легкое волнение, трепет, и я очень боюсь его потерять. Это ощущение проходит через секунд 15-20 после выхода на сцену, и дальше я уже действую свободно. Но пока есть этот трепет, момент границы, значит ты честно относишься к профессии, значит ты ее любишь.
– Что вы делаете, если роль вас не устраивает?
– Когда режиссер Анатолий Слюсаренко поручил мне роль Тартюфа, я, зная эту пьесу, не представлял себя в этой роли: я и этот герой настолько разные и по психофизике, и по всему остальному. Если роль вас не устраивает, незачем идти в театр. Если режиссер предлагает вам эту роль, значит он в вас что-то увидел. Если вы посвятили свою жизнь театру, не надо отказываться ни от чего, что вам предлагают. Сказать «нет» – это актерская недалекость, надо говорить» да». Тем интереснее работать, когда предлагают роль на сопротивление, тем больше нужно копаться, разбираться.
– Если бы была возможность работать с кем угодно над любым произведением, каких артистов вы бы пригласили?
– Я бы вряд ли взялся за постановку. Пока не чувствую в себе сил сделать спектакль с какими-то серьезными артистами. Сейчас я преподаю актерское мастерство в гимназии имени Кольцова, и мы сделали спектакль с детьми. Там у меня не было кастинга. Мне кажется, большая победа сделать постановку с теми людьми, которые рядом с тобой, создать достойную вещь, чтобы тебя поняли.
Профессия актера – это постоянная тренировка
– Как, по вашему мнению, люди понимают спектакли на другом языке?
– Как минимум, когда идешь на спектакль, неплохо бы иметь какое-то мнение об этом произведении изначально, прочитать, сделать выводы. Это же интересно – представить себе персонажей, а потом посмотреть, что предлагает режиссер, сходится или нет. Когда пьесу знаешь, неважно, что говорят, уже смотришь за действием. Анатолий Васильевич Иванов отмечал: «Нужно играть так, как если бы между вами и публикой поставили стеклянную стенку, через которую видно, но не слышно, а зритель бы понимал, что между вами происходит». Когда актер наполнен своей ролью, и он начинает взаимодействовать с другими артистами, становится все понятно.
– Как быстро перевоплощаться в образ?
– Самое главное условие – искренне верить в предлагаемые обстоятельства. И важна тренировка этюдами. Чем больше этих этюдов, чем больше себя погружаешь в разные обстоятельства, тем это прекраснее. Профессия актера предполагает безостановочную историю, это постоянная тренировка.
– Как стать идеальным партнером для коллег?
– Нужно просто честно относиться к своей профессии. Хороший партнер – это прежде всего палочка-выручалочка. В силу разных обстоятельств не всегда попадается партнер, с кем тебе комфортно работать, но приходится подстраиваться, и иной раз и ему плечо подставить.
– На что жить начинающему актеру?
– Если вы посвящаете себя профессии актера, то нужно быть ей преданными. Если вы ей преданны, то она обязательно «выстрелит», но только при условии, что вы честно к этому относитесь и очень этого хотите. Артистам театра никогда не платили много. Театр – это бюджетная структура. Часто можно услышать рассуждения типа, как ты можешь вести концерты, юбилеи, ты же артист. Я глубокого убежден, что так рассуждают лентяи. Это самое просто оправдание. Раньше занятия чем-либо другим не приветствовалось. Сейчас тебе идут на встречу. Все прекрасно понимают, что у артиста есть оклад, на который особенно не развернуться. Не надо сидеть, нужно что-то придумывать. Только в русских народных сказках бывает: лежал Иван на печи, потом встал, и ему полцарства и невеста.