«Учитель сегодня в среднем получает 25 тыс. рублей. Но для этого он работает с огромными перегрузками – на 1,5– 2 ставки. И если пересчитать, сколько выходит за ставку, то получатся слёзы», – считает Тамара Бирюкова, председатель Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ, с которой мы встретились в преддверии Дня учителя.
Зачем уравниловка?
Наталья Сычева, АиФ: Тамара Андреевна, одна из последних значительных реформ в образовании – реорганизация техникумов, которую недавно провели в регионе. Как вы считаете, жизнь педагогов в укрупнённых образовательных учреждениях стала лучше?
– Одним из пунктов модернизации называли повышение зарплат учителей. Это произошло?
– По указу президента России зарплата педагога рассчитывается из средней по региону. У нас это 25 915,5 рубля. Учитель сегодня в среднем получает 25 тыс. рублей. Но для этого он работает с огромными перегрузками – на 1,5 – 2 ставки. И если пересчитать, сколько выходит за ставку, то получатся слёзы
Теоретически должно улучшиться и положение учебно–вспомогательного персонала – это вожатые, библиотекари и так далее. Ведь с 1 июля в стране минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 6 тыс. 204 руб. подняли до 7 тыс. 500 рублей. Правда, в нашей области до сих пор не приняты законодательные акты, и дополнительные средства на эти цели не выделены.
Но лично меня беспокоит ещё и то, что повышение МРОТ приведёт к выравниванию оплаты труда за квалифицированный и неквалифицированный труд. А всё потому, что минимальные оклады большинства педагогов в нашей области либо ниже нового МРОТ, либо незначительно его превышают. Например, оклад педагога дополнительного образования и тренера–преподавателя – 7 тыс. 20 руб., воспитателя – 7 тыс. 245 рублей. Даже оклад директора техникума или колледжа – всего 7 тыс. 960 рублей.
И хотя профсоюзы уважают любой труд, мы категорически против того, чтобы педработники и техперсонал получали одинаково. Мы считаем, что оклады педагогических работников в обязательном порядке нужно повысить хотя бы на 2–2,5 тыс. рублей.
Борьба за место
– Обращались ли к вам педагоги, которых сократили или уволили? По каким причинам это обычно происходит?
– Увольняют, в основном, из–за перехода школ на пятидневную неделю, в детских садах – из–за перехода с 12–ти на 10–часовой рабочий день, или из–за объединения учебных учреждений. Но количество обращений к нам по поводу законности увольнений сократилось. Так, только за последний год в области было реорганизовано или закрыто 11 школ, осталось 785, но ни одной жалобы по этому поводу в обком профсоюза не было.
В нашей отрасли, в целом, трудятся очень понимающие люди. Они осознают, что работы всем не хватит, и когда приходит время – сами увольняются. Я говорю о педагогах–пенсионерах. Здесь ещё помогает норма, заложенная в отраслевом соглашении между Департаментом образования региона и областным комитетом Профсоюза. По нему выигрывают обе стороны: при увольнении в связи с выходом на пенсию работник получает сразу три средних зарплаты, а работодатель таким образом уходит от сокращений.
Зачастую педагогические работники добровольно переходят на неполный рабочий день, и ставки делят между оставшимися поровну. Или педагоги поочерёдно оформляют длительный отпуск сроком до года, на который имеют право по законодательству. Это помогает им не остаться без работы.
Но некоторые работодатели всё равно пытаются «сэкономить» за счёт увольнений. Многие считают, что при небольшом уменьшении объёма учебной нагрузки по отдельным предметам можно сократить одного из учителей, распределив между оставшимися всю нагрузку. При этом они забывают, что закон обязывает работодателей трудоустроить высвобождаемого работника.
– Сложно ли сейчас найти работу учителям?
– Очень. Педагоги держатся за свои рабочие места, несмотря на то, что зарплата оставляет желать лучшего. Их привлекает то, что зарплата «белая», нет «конвертов», есть соцпакет, и, что немаловажно, интересный круг общения.
– Сейчас в школах активно используют мультимедийное оборудование и компьютеры. Но некоторые учителя неуверенно обращается с техникой. Могут ли их за это уволить?
– Начать надо с того, что требования к уровню образования педагогических работников закреплены Федеральным законом «Об образовании в РФ», также утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, и на его основе разрабатываются должностные инструкции. По этим требованиям, учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами, мультимедийным оборудованием и пр. Так что работа с компьютером сейчас закреплена в должностных обязанностях педагога.
И хотя уволить за «неумение» обращаться с техникой нельзя, работника можно наказать в дисциплинарном порядке за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. А вот если обязанности не исполнялись систематически без уважительных причин, это чревато увольнением. Впрочем, насколько я знаю, в нашей области таких случаев пока не было. В целом у нас уровень квалификации учителей достаточно высок. Тем более, что, повышая свою квалификацию, учитель видит, как его зарплата растёт. Думаю, если педагог понимает, что уровень его квалификации недостаточен, а желания его повысить нет, он сам уйдёт из профессии.
Смотрите также:
- В октябре бюджетникам в Тамбове проиндексировали зарплату →
- Воронежские учителя недовольны своей заработной платой →
- Заложники реформы →