Воронеж, 30 апреля – АиФ-Черноземье
«Сколько вы зарабатываете?» Задавать этот вопрос всегда было как-то неприлично. Но мы решили ненадолго забыть о хороших манерах и спросили у местных учителей, какая у них зарплата.
Средний заработок учителя в Воронежской области в 2013 году дополз-таки до среднего по экономике региона и перевалил за 20 тысяч рублей. Но это лишь «средняя температура по больнице». На деле же у одних доходы с трудом дотягивают до 10 тысяч рублей, а у других – и 30 тысяч могут составить. Почему зарплаты так сильно разнятся? Сколько педагог должен трудиться, чтобы получать приличные деньги?
Час от часу легче?
Сегодня, чтобы отработать оклад на одну ставку, учитель должен трудиться 18 часов. По новому положению об оплате труда за это педагог в районах области получит 8 144 рубля (в 2012 году - 5 280 руб.). В Воронеже оклады пока остаются на прежнем уровне, их обещают повысить на 5,5% только с 1 октября 2013 года. Чтобы получать нормальные деньги, а не «слёзы», педагогам приходится «вкалывать» по 25-35 часов в неделю, работая на 1,5-2 ставки.
– Я работаю на полторы ставки, нагрузка - 26 часов в неделю, – рассказывает Наталия Трегубова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 Воронежа. – Каждый день по шесть уроков, только раз в неделю четыре. В итоге вместе со всеми выплатами выходит 12-15 тысяч рублей. У нас маленькая школа и сложившийся коллектив. Негласно школу зовут домашней. Но с оплатой труда у нас тяжело…
Маленьким школам сегодня труднее, чем крупным: ведь чем меньше учеников, тем меньше финансирование. Некоторым учителям вообще приходится брать, что называется, «в довесок» непрофильные предметы, чтобы увеличить количество часов.
Заработная плата учителя состоит не только из должностного оклада, в неё входят ещё и выплаты: компенсационные (начисляются за работы, которые находятся за рамками основной, например, заведование кабинетом, озеленение школьной территории или организация школьного питания) и стимулирующие. К последним относятся надбавки за квалификационную категорию, выслугу лет, интенсивность работы, наличие учёной степени, звание «Народный» и «Заслуженный», высокие результаты работы и т. д. Во многих школах стимулирующие выплаты считаются с помощью баллов: заработал определённое количество -
получил прибавку к зарплате.
Безразмерный кошелёк
При расчёте зарплат возникает ещё одна загвоздка: приказом департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области № 44 от 28 января 2013 г. оклад учителя вырос более чем на 50%. А вот «кошелёк», который обеспечивает финансирование школ, вырос лишь на 20,7%. И где муниципалитеты должны взять средства на то, чтобы выплатить это повышение педагогам? Получается, что оклады вырастут, но другие выплаты ужмутся, и зарплаты останутся на прежнем уровне. Повышение ощутят только педагоги тех школ, где есть некий финансовый резерв.
Кстати, о финансировании. Оно выделяется по количеству учеников. Но на одного ученика в сельской школе полагается больше денег, чем на одного городского. Причём в два раза. Всё просто: у сельских школ и расходов больше (школьные автобусы, например), и учеников меньше.
– Мне кажется, такая система разбивает коллектив, - говорит Светлана ШЕВЦОВА, учитель биологии СОШ № 1 Калача, председатель первичной профсоюзной организации. - К примеру, наша школа - городская. Но стоит переехать через мост, и на расстоянии нескольких сотен метров будет другая школа - уже сельская. Получается, что в соседних школах зарплаты педагогов существенно отличаются. Я думаю, главным критерием при выдаче зарплаты учителю должно быть качество образования. Ведь один отвёл урок и ушёл, а другой в занятия вкладывает душу. Вот на что нужно обращать внимание.
Молодо-зелено
Видимо, вслед за былым авторитетом учительской профессии исчезли и финансы. В педагогических вузах недобор студентов; огромное количество тех, кто всё же отучился, идут куда угодно, только не в школу. А кое-кто сбегает из профессии, не поработав и двух-трёх лет.
–Если учителя с 20-летним стажем ещё могут хорошо зарабатывать за счёт различных надбавок, то у молодёжи ситуация куда сложней, – говорит Елена Хрупина, учитель математики МБОУ лицей №5 Воронежа. - Молодые учителя сегодня получают очень мало. Помню, когда я пришла в школу в 1986 году, у меня была зарплата 180 рублей, инженер со стажем тогда получал 150 рублей. Профессия учителя была уважаема.
Первые пять лет после окончания вуза для педагогов предусмотрена надбавка до 30% оклада. Считается, что за пять лет хороший педагог сможет получить категорию и таким образом сохранит свою «копейку». Правда, и с пресловутой надбавкой зарплата молодого педагога невелика…
– Я работаю в школе третий год, – рассказывает Софья Русина, учитель начальных классов и английского языка МБОУ СОШ №14 Воронежа. – Как молодой специалист и обладательница красного диплома, я получаю надбавку – 1,5 тысячи рублей. В месяц выходит сумма около 10 000 рублей. Верю, что зарплаты увеличат. Уходить из школы не собираюсь - я всегда хотела работать с детьми и пока не разочаровалась.
Будут ли когда-нибудь зарплаты в разных школах одного уровня? Вряд ли. Сегодня так принято – каждый сам за себя. Теперь педагоги должны не только учить детей, но и искать спонсоров. Уже и государство сориентировало на это: ищите деньги, и будет вам счастье, тогда и из бюджета перепадёт «лишний» кусок. А образовательный процесс – он обязательно пойдёт: мы же в школе…
3,5 соискателя на вакансию
Евгения Васильева, менеджер по маркетингу и PR, HeadHunter Воронеж:
– На сайте hh.ru с начала 2013 года опубликовано всего две региональные вакансии от средних школ. В то же время 22% от общего числа – вакансии преподавателей в частные языковые школы (от 10 000 до 35 000 руб. в месяц).
Каждая третья вакансия не содержит указание заработной платы. На одну вакансию преподавателя/учителя в Воронеже в январе-апреле 2013 года приходилось 3,5 резюме соискателей. Кроме прямого контакта с профильными вузами и ярмарок вакансий, школы начинают размещать вакансии в сети Интернет, привлекая тем самым наиболее активных соискателей на рынке труда.
Нестабильная ситуация
Тамара Бирюкова, председатель воронежского областного комитета Проф-союза работников народного образования и науки РФ:
– Сейчас ситуация с заработной платой педагогов более-менее наладилась. Но ещё в прошлом году разрыв в оплате труда учителей одного и того же статуса, выполняющих одинаковый объём работ, оставался колоссальным.
Сегодня ситуация такова, что принцип «подушевого» финансирования, когда школа получает деньги в зависимости от количества учеников, вступил в противоречие с законом, где есть указание на то, что одним из обязательных условий трудового договора, который заключается с учителем, является фиксированный размер оплаты труда. При этом среди показателей, влияющих на размер зарплаты, не учитывается ни количество учеников в классе, ни сложность преподаваемого предмета, ни стоимость бюджетной услуги (ученико-час). Чтобы исправить ситуацию, нужно введение рекомендуемой минимальной ставки заработной платы, а также минимальные штатные расписания для разных типов образовательных учреждений.
Нужна эффективная работа
Ольга Картавцева, председатель регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания»:
– К сожалению, очень часто учителя даже не видят положение об оплате труда, которое принимается в каждой школе. Я думаю, что директора поднимают этот вопрос на совещаниях, но за рутиной учителя голосуют, не разобравшись в вопросе. А следовало бы взять в руки документ, изучить, обсудить. Если бы все вопросы решались до принятия положения, мы бы избежали многих проблем. А теперь учителя идут жаловаться. Сегодня есть случаи, когда они получают 8 тысяч рублей! Разве можно на них прожить? Во многих сельских школах зарплата выше, чем в городе. Мне кажется, это связано ещё и с тем, что в селе соотношение количества учителей на одного руководителя значительно больше. Я считаю, что надо пересматривать штатное расписание в школе. Есть люди, которые получают деньги, а на самом деле эффекта от их деятельности никакого. От таких людей надо избавляться.