Уже не первый год Дмитрий Владимиров, преподаватель факультета географии, геоэкологии и туризма ВГУ, отправляется в разные международные экспедиции. Мы расспросили его о самых ярких путешествиях и о том, над чем учёный работает сейчас в Воронеже.
Льды и медведи
Наталья Сычева, АиФ: Дмитрий, с чего для вас началась исследовательская жизнь?
Дмитрий Владимиров: Она началась, когда я еще учился в Борисоглебской гимназии №1 и с геоэкологическим объединением «Варварино» ездил в Хопёрский государственный заповедник. С 1998 года не меньше двух недель лета там провожу. Меня всегда занимала научно-исследовательская работа. Уже будучи студентом в 2008 году я принял участие в своей первой крупной международной экспедиции от Всемирного фонда дикой природы (WWF). Она проходила в Арктике на островах Шпицберген. Об этой экспедиции я узнал от старшей сестры. Стало любопытно, тем более что WWF – это успешная международная организация, которая ведет активную работу по защите природы.
Эта экспедиция была очень полезной для моего становления в качестве ученого. Арктическая экосистема отличалась от всего, что я до этого видел. Особенно поразило животное разнообразие: белые медведи, тюлени, моржи, песцы, северные олени и многотысячные птичьи базары. Картинки многих прочитанных книг ожили и засияли новыми красками.
Целью экспедиции было изучение глобального изменения климата. В Арктике эти изменения особенно существенны. Если, скажем, для Воронежской области повышение температуры за последние десятилетия составило менее градуса, то для Арктики это три градуса или даже больше. Такое повышение температуры может погубить арктическую природу, могут погибнуть многие местные виды, включая белых медведей.
Конечно, за те 12 дней, что мы там были, многого исследовать невозможно. Однако нашей задачей было не проводить исследования, а собственными глазами увидеть, как глобальное изменение климата преобразует, казалось бы, неизменные ледяные пространства. Итогом экспедиции должна была стать подготовка «климатических лидеров», которые бы выступили на конференции в Познани (Польша), проводимой в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Китайские просторы
- Когда окончили университет, стало больше возможностей в плане участия в экспедициях?
- Для участия в экспедициях часто требуется только желание самого человека. Можно многое найти, узнать, подать заявку. Это же в первую очередь нужно самому желающему и не зависит от того, молодой ли ты учёный или студент. Есть экспедиции, в которые берут людей и без естественнонаучного образования.
Но благодаря работе в вузе я стал больше общаться с китайскими учёными. У ВГУ подписано соглашение о сотрудничестве со многими китайскими институтами. Благодаря чему в Китае я жил в общей сложности почти год. Сначала ездил по обмену студентов и молодых учёных в Университет науки и Технологий города Циндао. А позже, благодаря знанию китайского языка и культуры, а также научной специализации, меня включили в состав делегации ВГУ в Сычуаньский провинциальный институт наук о природных ресурсах (г.Чэнду). Наших китайских коллег беспокоили две основные проблемы: внедрения чужеродных растений и опустынивания высокогорных пастбищ.
Еще одной актуальной проблемой считается рекультивация склонов горных долин. В провинции Сычуань в 2008 году было землетрясение, в результате которого погибли тысячи людей. Чтобы в будущем избежать таких драматических последствий, правительство Китая занимается решением этой проблемы с привлечением специалистов со всего мира. И одной из задач, которую перед нами ставят китайские коллеги, является закрепление склонов горных долин. Из-за многолетней хозяйственной деятельности человека были уничтожены леса, который удерживали горные породы от сползания. Даже небольшие землетрясения приводили к оползням. Для тех, кто живет на склонах, так мало шансов уцелеть. Да и жителям долины не намного лучше.
- Какую работу в Китае вы вели в прошлом году?
- Это тоже была научная экспедиция, продолжение первой. Но приехали туда уже в августе и попали как будто бы уже в другое место. До этого я был в Китае в ноябре, и на Тибетском нагорье уже лежал снег. Многие растения уже не цвели, большинство высохли. А в августе Тибетское нагорье цветет, всё благоухает, невероятно красиво. На высокогорных пастбищах гуляют огромные стада черных яков, в небе парят в поисках добычи хищные птицы. Эти горные степи и субальпийские луга навсегда останутся в памяти.
Для меня 2015 год оказался богат интересными экспедициями. До того как отправиться в Китай, я был в Тыве с археолого-географической экспедицией Русского географического общества «Кызыл-Курагино». Раскопки проходили в горной долине, на месте, где собираются строить завод по переработке угля. Эту долину археологи называют «Долиной царей». Там обнаружено большое количество курганов, многие из которых принадлежат скифским правителям. Мы много времени проводили на раскопках, но были и образовательные лекции, и выездные экскурсии.
Колоссальное впечатление на меня произвела природа республики Тыва, особенно река Енисей или как ее называют тувинцы - Улуг-Хем. В районе Кызыла скорость его течения потрясает. Спринтер в сравнении с известным каждому воронежцу Тихим Доном.
Родные леса и степи
- Вы много путешествуете и говорите о проблемах других регионов, а в Воронежской области есть какие-то серьезные проблемы и изучаете ли вы их?
- Я конкретно занимаюсь проблемой биологических инвазий, в частности фитоинвазий. Речь идет о вселении чужеродных растений в экосистемы Воронежской области. Год от года количество таких видов растет. Некоторые из них представляют угрозу здоровью человека и домашних животных. Есть такое растение, как борщевик Сосновского, попадание его сока на кожу приводит к ожогам. Они выглядят как термические, но вздутие происходит только при попадании ультрафиолета. Еще одним примером могут служить растения рода амброзия. В период их цветения количество аллергических случаев увеличивается на 40 %. Совместно с профессором Анной Григорьевской мы проводим большую научную работу по изучению заносных растений. Нами их выявлено в Воронежской области уже больше ста.
Большинство заносных растений наносят ущерб биологическому разнообразию нашей области. А Россия несёт ответственность перед другими странами мирового сообщества, поскольку в 1992 году в Рио-де-Жанейро была принята конвенция «О биологическом разнообразии», подписанная нашей страной в 1995 году. Согласно конвенции, все подписавшие её страны, обязуются разработать меры сохранения биоразнообразия. Поэтому так важно проводить мониторинг заносных растений и реализовывать меры борьбы с ними.
Смотрите также:
- Жорес Алферов: «С Воронежем меня связывает очень много, здесь я нашел свою жену» →
- ДНК и ее возможности. Василий Попов прочел открытую лекцию по генетике →
- Не пей из-под крана! Есть ли способ очистить водопроводную воду? →