Стать Гарри Поттером. Секреты и особенности текстовых ролевых игр

Анастасия Лихачева © / Из личного архива

Текстовые ролевые игры словно придуманы для тех, кто хотел бы попробовать себя в роли актера и автора, но панически боится сцены. Участники игры вместе пишут текстовое произведение в режиме реального времени. Ролевики находят друг друга на специальных сайтах, а чаще просто в соответствующих группах в соцсетях. Правила для каждой отдельной игры могут меняться – ты можешь «играть» за определенного героя, а можешь стать автором целой многогранной реальности. Можешь найти много единомышленников и влиться в их «актерскую семью», а можешь создать целое произведение в одиночку. Возможности ТРПГ (от англ. TRPG – text real play game – текстовая игра в режиме реального времени) безграничны, как и сам интернет. 

   
   

Примерить «личину»

Ирина Лазарева, АиФ: Настя, расскажи, что такое текстовая игра? Как в нее играть?

Анастасия Лихачева: Текстовая ролевая игра – произведение, в реальном времени создаваемое группой авторов, каждый из которых по очереди описывает действия, мысли и чувства своего персонажа, а также его взаимодействие с персонажами других игроков. ТРПГ – это что-то вроде «письменного» театра импровизаций. Есть актеры-авторы, которые придумывают и  пишут реплики от лица своих персонажей, описывают их действия, мысли, ощущения, реакции.  Часто такая «импровизация» ограничена сюжетом, правилами игры, но бывают и более свободные варианты, когда сюжет складывается в ходе самого отыгрыша (процесса непосредственного написания постов). Мне доводилось пробовать оба варианта.

– И в чем их особенности?

– В одной из моих самых долгих игр правил не было вообще. Нас было всего двое,  и мы творили всё, что хотели. Сюжет придумывался на ходу, иногда из-за этого получались какие-то фактические нестыковки. Например, в одном месте обстоятельства смерти персонажа были одни, а в другом – становились совсем иными, потому что так было удобнее для сюжета именно в данный момент. А в последней игре, в которую я играла, существовали четкие правила. Например, запрещалось  графическое изображение секса и необоснованное использование мата. И еще одно правило – герой обязательно должен соответствовать заявленным параметрам. Проще говоря, тысячелетний, умудренный жизнью вампир, не должен вести себя как инфантильный ребенок, если, конечно, это не является его заранее оговоренной психологической особенностью. В той игре у нас был даже мастер игры – человек, который следил за соблюдением правил.

–  А чем эта игра интересна? Почему ты стала в нее играть?

   
   

– С одной стороны, ролевые игры – это прекрасная возможность почувствовать, кем бы ты был, выпади шанс оказаться в интересующем тебя мире, эпохе и окружении. А с другой – это своеобразная проба собственных сил. Достаточно ли ты умен и талантлив, чтобы быть столь же убедительным и хорошо «написанным», как оригинальный персонаж? Хватит ли твоих способностей, чтобы перешагнуть через привычный тебе образ мыслей, действий? Стать кем-то иным? Причем, сделать это так, чтобы окружающие тебе поверили. Я испытала большое удовольствие, когда мои соигроки сказали, что мой персонаж именно такой, каким он представлялся им по книгам. Наверное, больше всего в ролевых играх меня притягивает возможность быть множеством совершенно разных людей.

– А эта игра очень популярна?

– Львиная доля моего окружения хотя бы раз играла в ТРПГ.  Это и люди, которые младше меня на 7-8 лет, и мои ровесники, и люди постарше – 30-40 лет. Думаю, что и пенсионеры в нее играют, но пока я с ними не сталкивалась. В соцсети есть группа «Поиск ролевиков», у нее 53 698 подписчиков. Достаточно ли это, чтобы счесть ТРПГ популярными? Не знаю. Я, например, на эту группу не подписана. И кто же знает, сколько нас таких неподписанных.

Автор – не автор, сюжет – не сюжет

– А как выбирают тему для игры?

– Как и для всего остального! Есть люди, которые любят какое-то художественное произведение. Например, «Гарри Поттера» или «Властелина Колец». И они делают ролевую по нему. А кто-то любит Средневековье, или античную Грецию, или Румынию 15 века. Бывает, что игры рождаются из случайных идей. Например, мы с моей подругой Моци создавали ролевую «Everything is possible!» с концепцией –  аномальные способности в обычном современном мире. И первыми персонажами там стали писатель, искажающий реальность через свои произведения, и сверхъестественно везучий литературный агент. Оба о своих особенностях не подозревали. Была у меня ролевая, сделанная по миру, который я придумала еще лет десять назад! Так как никакого литературного произведения из этого мира пока не получилось, мне было просто приятно «достать» своих старых персонажей из глубин памяти, «стряхнуть с них пыль» и заставить что-то делать.

– То есть сюжеты, в основном, выдуманные?

– Сюжеты берутся из головы. Кому-то хочется побыть тем или иным персонажем, отыграть какую-то привлекающую его ситуацию или эмоцию. Так все и складывается. Но бывает, что мы берем реально существующий город или конкретную историческую эпоху. Тогда в игре переплетено реальное и выдуманное.

– В игре, как я понимаю, несколько авторов. Как это влияет на сюжет? Спорите?

– В нее играют сколько угодно авторов. С разной степенью полномочий. Однажды, в игре по своему миру, я играла сама с собой. Отыграла всех персонажей. Говоря о влиянии автора на сюжет, важно понимать, что автор в ролевой игре - не совсем то же, что автор книги. И сюжет, не совсем тот сюжет, что в литературе. Мы - актеры-импровизаторы. В игре может быть главный, например, мастер игры, администратор, который предлагает нам определенные условия (допустим, в городе эпидемия чумы, а соседнее королевство идет на нас войной), следит, чтобы нас не заносило куда-то совсем в другую сторону. Например, в «Амбере» мой персонаж Джулиан решил воскресить своего брата Кейна. Но мастер игры сказал  свое решительное нет, потому что в каноничном произведении Роджера Желязны Кейн был мертв и никакими воскрешениями в этой вселенной и не пахло. А дальше – игроки импровизируют друг с другом. Споры возникают по поводу поведения персонажей. Например, когда каноничный персонаж ведет себя совершенно не канонично. Или игрок плюет на правила.

Не книга, а реалити-шоу

– А что выходит в результате игры? Это можно назвать полноценным авторским произведением?

– Здесь важен процесс, а не результат. Для меня сыгранный отрезок игры – воспоминание о приятно проведенном времени. Иногда я перечитываю свои старые отыгрыши, так же как некоторые перечитывают старые переписки с друзьями или любимыми. 

– А игра всегда доходит до своего логического завершения?

– Все игры заканчиваются по-разному. «Тропою Жертвы», к примеру, просто замерла после трех лет существования. А «Истинный Амбре и Хаос», созданный в 2009 году, существует до сих пор. С этой игры я начинала, но сейчас в ней не участвую.

– А ТРПГ больше похоже на книгу или кино? 

– Скорее, на реалити-шоу. В книге есть завязка, кульминация, развязка, единая линия, мысль, которую автор хочет донести до читателей, главные персонажи. А в ролевой игре, как в жизни – все персонажи равноценны, множество кульминаций и развязок.  Если отредактировать ТРПГ – выбрать основных персонажей, сделать «единообразный» язык повествования, проработать центральную идею, то, может, и получится книга.  Я как-то начинала заниматься этим, но не довела до конца. Объем материала колоссальный! Представьте, сколько может накопиться за три года сотворчества!  Там одних персонажей около сотни.

Смотрите также: