В Воронеже появился пока единственный гипермаркет сети «Магнит» с кассами самообслуживания. Вместо стандартных двух там установили четыре автоматизированные. Кроме того, уже идёт установка подобных касс в «Магните» в Нововоронеже. К концу года самообслуживание придёт во все гипермаркеты и крупные магазины сети. А что же будет с продавцами? Какая им уготована участь?
Сила привычки
Марина ГЛАДКОВА, заместитель директора гипермаркета, говорит, что такое нововведение – дело времени и привычки. Приучились же клиенты банков к банкоматам. Прежде, чем внедрять в магазинах подобное оборудование, программа тестировалось компанией около двух лет. Волна только дошла до Воронежа, поэтому многим всё кажется необычным. Тем не менее, молодые люди быстро приспособились к таким кассам. Пенсионеры тоже учатся, привыкают.
Правда, пока новые кассы не предназначены для больших объёмов товаров. Они могут обслуживать стандартные покупки из 10-12 предметов. Поэтому покупателей с большим количеством товаров консультант отправляет на кассы с продавцами.
Подобное новшество уже вызвало понятное беспокойство: не случится ли в скором будущем так, что продавцы окажутся не нужны, и их огромная армия пополнит списки безработных? Впрочем, в той же сети на проблему смотрят с оптимизмом.
– Речь идёт не о сокращении, а об оптимизации, - утверждают там. - С четырьмя кассами работает консультант, который сразу учит покупателей, как ими пользоваться. Консультантом может быть любой сотрудник. У нас им стал кассир.
Кто выиграет?
По прогнозам аналитиков, в первую очередь автоматизация коснётся общепита и торговли. Например, в Харбине уже есть ресторан «Робот», где готовят и разносят пищу андроиды. Разумеется, владелец этого учреждения только выигрывает – роботы не болеют, им не нужны выходные и зарплата. А для предпринимателей, согласитесь, главное – прибыль, а не занятость населения.
– Наша компания не была бы в лидерах продуктового ритейла по стране, если б не задумалась о сокращении расходов. То, что кассы самообслуживания позволяют экономить, это, безусловно, так. И было бы глупостью их не внедрять, – уверена Марина Гладкова.
А вот как прокомментировал нововведение экономист Евгений ГАВРИЛОВ:
– Работа кассира сама по себе антигуманна. Лично мне искренне жаль людей, сидящих целый день в неудобном положении и слушающих звуки считывания штрих-кода. С этой точки зрения неплохо, если у них появится повод найти другую работу. Для владельцев магазинов – это благо, ведь автомат экономит расходы на персонал, не болеет, не ходит в отпуск. Плюс недовольство очередью в этом случае полностью перекладывается на самих стоящих в очереди – это они будут медленно выкладывать и долго разбираться, а персонал магазина ни при чём. Согласитесь – удобная позиция для владельцев.
- Что касается ожидаемого в этом случае роста безработицы, то такой угрозы, по крайней мере, сейчас нет, - уверен экономист. - Уровень безработицы в регионе находится на низком уровне, а в промышленном производстве ожидается продолжение роста. Курс валют сравнял себестоимость промпроизводства в России и Китае – это означает рост заказов в нашей стране, расширение мощностей и спрос на дополнительную рабочую силу. Высвобождение дополнительной рабочей силы из того же ритейла – один из источников кадров для промышленности. В итоге, выигрывают все.
Смотрите также:
- Мир стоит того, чтобы видеть. Врач о способах борьбы со снижением зрения →
- Не доверяй – проверяй. 8 признаков хорошего интернет-магазина →
- Золото - лучшее вложение средств →