«Помогите! Замерзаем!»
Двухэтажный барак № 1 по ул. Скороходова находится в самом центре города, в нескольких минутах ходьбы от городской администрации. А люди здесь до сих пор живут как в Средневековье — в туалет ходят на улицу, нечистоты сливают в канаву, воду набирают в колонке, стирают в тазу.
В подъезде сыро и пахнет плесенью, со стен кусками отваливается штукатурка, в потолке зияет дыра. Электропроводка в ужасном состоянии. Чтобы подняться к себе на второй этаж, липчанка Валентина Мотовилова каждый день рискует жизнью — лестница насквозь прогнила и угрожающе скрипит под ногами.
«Все, кто мог отсюда уехать, уехали. Остались только те, у кого нет другого жилья, — говорит женщина. — Летом здесь ещё терпимо, а зимой вообще жить невозможно. Отопления нет, спасаемся обогревателями, но температура в квартире всё равно не поднимается выше 12 градусов».
Но самое интересное, что людям ежемесячно приходят счета за жилищные и коммунальные услуги. Особенно цинично в платёжках выглядит графа «Содержание жилья» и сумма рядом — 488 руб. То, что их дом, кто-то содержит, вызывает у самих жильцов удивление, ведь представителей своей управляющей компании они не видели уже давно.
«Подъезд не моется и даже не подметается, — добавляет сосед с первого этажа. — Бомжи дверь сняли, стекло разбили. Мы окно ещё кое-как сами плёнкой заклеили, а двери как не было, так и нет».
Несколько лет назад этот дом признали аварийным, но до расселения дело так и не дошло.
Никому не нужны?
По данным регионального отделения ОНФ, в Липецке 74 аварийных дома, которые не обслуживают управляющие компании, и ещё 21 — в Ельце. В сентябре в шести из них — на ул. Радиаторная, Нестерова, Скороходова и Качалова в Липецке и на ул. 9 Декабря в Ельце — побывали активисты «фронта», чтобы посмотреть, как живут люди.
«Все дома — двухэтажные бараки, и находятся они в плачевном состоянии, — говорит член регионального отделения ОНФ Алексей Першин. — Из-за проблем с канализацией, протечек в кровле и повышенной влажности их фундаменты и конструкции местами сильно деформировались. Полы и потолки просели».
Жить в таких домах просто опасно. Только, видно, кроме жителей, никому до этого дела нет — даже управляющие компании от них отказались. По закону они могут это сделать по истечении срока действия договора, если в доме меньше 30 квартир. А как раз о таких домах и идёт речь.
«В этой ситуации как-то повлиять на управляющие компании и заставить их обслуживать дома мы не можем, — сказала начальник управления по эксплуатации жилищного фонда департамента ЖКХ Людмила Спивак. — Наиболее оптимальный вариант для жильцов — перейти на непосредственное управление и самим заключать договора с обслуживающими организациями. Если они этого не сделают, мы рассчитаем минимальный тариф на содержание и ремонт жилья и выставим дома на конкурс. Но не факт, что какую-то управляющую компанию они заинтересуют. Если конкурс не состоится, через три месяца мы должны будем его повторить, при этом повысив тариф на 10%, и так до тех пор, пока не найдётся УК, готовая взять дома на обслуживание».
По-хорошему, такие дома давно пора сносить, а людей переселять. Но пока точно никто не знает, когда начнёт действовать новая программа переселения.
«Механизмы её реализации разработаны, мы ждём решений из федерального центра, — сообщили в управлении ЖКХ по Липецкой области. — Скорее всего, программа возобновится в 2019 году».
Предполагается, что в неё попадут дома, признанные аварийными после 1 января 2012 года. Таких в области 280. Но многие из них до счастливого дня могут просто не дожить.
Смотрите также:
- Беспризорное жильё. Управляющая компания бросила дом →
- Запарились. Откуда «бани» в липецких многоэтажках →
- Коммунальный произвол →