Примерное время чтения: 10 минут
522

Побороть вирус страха. Отец Павел Вейнгольд – о пандемии, вере и покаянии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Белгород 08/04/2020
Богослужения православной церкви прекращаться не будут.
Богослужения православной церкви прекращаться не будут. Белгородская епархия

Нынешний Великий пост совпал с тяжким испытанием — угрозой распространения коронавирусной инфекции. О том, что происходит с духовной точки зрения и как жить дальше, «АиФ-Черноземье» беседует с настоятелем Смоленского собора Белгорода, протоиереем Павлом Вейнгольдом.

Пора задуматься

Фото: Белгородская епархия

Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: Батюшка, для многих сейчас настало трудное время — как относиться к происходящему верующему человеку?

Павел Вейнгольд: Самое главное достижение в нашей Белгородской митрополии, я считаю, состоит в том, что мы не дали распространиться вирусу паники и страха. Люди с пониманием отнеслись к тем санитарно-гигиеническим мерам, которые благословило предпринять священноначалие, отнеслись с любовью к церкви,  а если кто-то что-то недопонимал, мы объясняли. Самое главное — что богослужения не прекратились, они продолжаются уставным чином, но в неделю с 29 марта по 4 апреля они шли без прихожан.

Мы, отстаивая право всякого человека на жизнь, священный дар жизни, будем неукоснительно соблюдать все установленные правила, чтобы уберечь ближних от смертельного заражения.

Ещё одна особенность текущего времени — митрополит Белгородский и Старооскольский  Иоанн, помимо колокольного звона пять раз в день,  благословил всем клирикам и мирянам, кто пожелает, ежедневно вечером, в 22 часа, чтение особой молитвы о том, чтобы прекратилось это моровое поветрие.  Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл утвердил тексты молитвенных прошений, в том числе и эту молитву.

А то, что Великий пост совпал с этим — в прежние времена в истории церкви было немало таких совпадений, которые связаны с испытаниями,  происходившими именно в  постах. Видимо, это необходимо нам самим, чтобы изменить свою жизнь.  Ведь есть два фактора,  один внутренний, другой внешний, которые позволяют нам «приходить в себя», чтобы вернуться к тому образу, который был изначально вложен Богом в каждого  из нас. Внутренний — это совесть,  а внешний — это беда, болезнь. Пост — это прежде всего покаяние, и если вдуматься в это слово, оно звучит как «пока я ни я», то есть цель покаяния — войти в тот образ,  который позволяет нам быть самими собой, а не кем-то, кого мы изображаем. И Богу всегда радостно такое возвращение, как в Евангельской притче  о блудном сыне. И наша совесть должна нас обличать, но осознать  это всегда очень сложно. Ведь многие, приходя на исповедь, говорят,  что ничего  не сделали — ведь они же не убивали! Но «не убий» — это шестая заповедь, а до неё есть ещё пять, и  первые четыре говорят о почитании Бога. Ведь что отличает человека от всей природы, и живой в том числе, — только человек может почитать Бога.  И пятая заповедь — не почитаешь Бога, чти хотя бы родителей. А чтобы совсем уже не превратиться в скота, даны остальные заповеди — и это ведь Ветхий Завет, а мы с вами — люди Нового Завета.

— Получается, и нынешняя эпидемия — это тоже средство «прийти в себя»?

— Болезнь всегда была таким внешним фактором, заставляющим  человека остановиться и задуматься, помолиться. Один очень близкий мне по духу человек, философ,  музыкант, сказал: «Мы должны понять — почему мир с нами так поступил? Почему мир начал нас убивать,  мы-то хотели быть с ним в мире?»  Оказывается, это не наш мир, а чуждый нам, он хочет нас убить, а мы были слишком к нему расположены, ко всем его прелестям,  прихотям, похотям. Ведь что такое похоть — это не только какое-то нездоровое влечение, это значит жить  «по хотению», так, как я хочу,  а не так, как обязывает общество, мораль, религия. А сейчас надо остановиться и задуматься — почему этот мир против нас восстал,  не слишком ли мы близко к нему подошли? Может быть, надо держать дистанцию, как вот сейчас во время болезни, не прельщаться им так сильно. Ведь этот мир безудержного потребления может остановить только такая вот глобальная беда.

Поэтому в Великом посту особенно необходимо понять — в чем смысл лично твоей жизни,  какова она была до этого момента, когда время вдруг приостановило свой бег.  Мы не паникёры, ведь для православного христианина жизнь не заканчивается здешним миром, она будет продолжаться, потому что душа наша бессмертна. Но вот кому она станет принадлежать — это важно решить уже сейчас. Господь милосерден,   он и по смерти тех людей, которые не были ему преданы, оставит вне Своего общения: здесь живи, как хочешь — и там будет так же. Но та жизнь будет продолжаться вечно! И самые большие грешники в какой-то момент жизни приходят к Богу, пусть и на смертном одре, но ощущают Его присутствие.

Так что в такие критические моменты очень важно прибегать к таинствам церкви — исповедаться, причащаться Святых Христовых Таин, хотя сделать это сейчас будет труднее. Владыка Иоанн благословил духовенство, чтобы пожилых людей исповедовали и  причащали на дому. Позвать священника можно через горячую линию митрополии 8 (4722) 38-09-89.

— Много ли людей уже обратилось на горячую линию?

— Да, она работает каждый день, звонков много, но были и такие, которые вопрошали — почему вы храмы не закроете, раз магазины закрыты? Но надо же различать — церковь существует для того, чтобы служить Богу, и богослужения будут совершаться.

Как исповедоваться?

— Вы говорите, что покаяние в пост очень важно — а как правильно исповедоваться, о чём говорить прежде всего?

 — Как и все священнослужители, я тоже исповедуюсь,  и хочу сказать: прежде всего надо быть внимательным к себе. Не прощать себе ничего. Есть такая русская пословица: «Коготок увяз — всей птичке пропасть». Вот она — о малых грехах. Мы должны очищать себя именно от мелочей,  ведь сейчас столько грехов, которые мы даже и грехами не считаем, потому что «все так делают». А когда смотришь древние правила церкви,  там в перечне грехов есть даже «веждома помованием» — то есть ты глаза открыл, и уже согрешил. Включил телевизор — уже согрешил, потому что там порой бывает такое непотребство! Надо прийти в себя — а это очень сложный и непростой процесс, и тут, конечно, нужна помощь священника.

Но надо понимать, что во время исповеди священнослужитель — не судья и не учитель. Как говорит он в молитве перед исповедью: «Аз же точию свидетель есть, да свидетельствую вся, елика речеши ми».  То есть  он будет свидетелем перед Богом не только здесь, на земле, но и там, на Страшном Суде. Вот в чём смысл этого таинства и свойство священнического служения.

— А самое сложное ведь даже не покаяться,  самое сложное — потом измениться?

— Да, в греческом языке покаяние называют словом «метанойя», то есть «перемена ума, состояния». И это безгрешное состояние, в которое ты вошёл, получив через священника отпущение грехов — ты его должен сохранить и привнести в свою новую жизнь. И два этих слова — греческое и русское — они друг друга дополняют:  ты пришёл в себя, так сохрани себя в этом чувстве и двигайся дальше, ведь тебе это дал Бог, ты не сам этого добился.

Но  часто бывает так, что эти смыслы утрачиваются, и человек возвращается к старым грехам. И вот тогда для перемены жизни к нему может прийти болезнь. Порой болезнь становится следствием каких-то давних, даже забытых грехов. У меня была одна пожилая прихожанка, у которой был сильный псориаз,  и она на исповеди долго вспоминала и вспомнила, как когда-то давно поссорилась из-за какого-то пустяка с соседкой по даче и с тех пора жила с ней во вражде. И вот после исповеди, после того, как она осознала, что нужно с ней примириться, и примирилась со слезами, болезнь прошла.  Я сам был этому свидетелем, потому и говорю — в болезнях часто могут быть именно духовные причины.

Но и спастись можно, только когда человек сам искренне захочет найти причины и покаяться. Мы,  если будем внимательно исследовать себя, свою жизнь, свою душу, — мы вспомним и забытые грехи, и те, что грехами не считали. А такие вот малые грехи — тот крючочек, на который мы ловимся в тенеты дьявольские. Поэтому надо исповедоваться обязательно, хотя бы четыре раза в году — в каждый пост, а лучше чаще.

Смысл в том,  что нет ни одной человеческой доктрины, философской или политической, которая могла бы сформулировать законы и правила,  по которым можно жить счастливо. Любая философия, любая политическая система так или иначе вносит какие-то ограничения. И только сам человек, становясь свободной личностью, может достичь счастья. Но это бывает только в христианстве. Настоящий христианин живёт абсолютно свободно уже здесь, на земле. Он не связан абсолютно никакими рамками, потому что он сам выбирает этот путь.  «Всё мне можно, но не всё полезно», «Всё испытывай, но доброго держись», — говорит апостол Павел. Многие представляют христианство как некую систему запретов, самоограничений, не понимая, что христианин — самый свободный человек на земле, потому что он делает всё по доброй  воле, из любви ко Христу.  Истина — она одна. Христос сказал: «Аз есмь путь,  истина и жизнь», — и так будет всегда. А сегодняшнее время показывает: если нет в жизни Христа — нет вообще ничего.

Молитва во время распространения вредоносного поветрия

«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах