aif.ru counter
29.10.2019 13:33
73

Проблемы с учебой и изолированность. Как живут дети с дислексией

Детям с дислексией сложнее научиться писать и читать, чем их сверстникам.
Детям с дислексией сложнее научиться писать и читать, чем их сверстникам. © / pixabay.com

Проблемы школьника с чтением и письмом часто списывают на лень и нежелание учиться, но иногда они могут свидетельствовать о нейрологическом нарушении, которое называется дислексия. Как распознать дислекцию у ребенка и помочь ему с ней жить и полноценно развиваться – в материале «АиФ-Черноземье».

«Балавайка» и «амма»

«Раньше мы жили в Подмосковье, и дислексию у старшей дочери выявил логопед. В частности, Катя проглатывала звук «р», сейчас она может произносить его чётко в словах только в том случае, если сконцентрируется. Казалось бы, это несущественно, но она может сказать «балавайка» вместо «балалайка», при том, что ей уже десять лет, - рассказывает курянка (имя не указывается по ее просьбе – ред.) - С лёгкостью читает короткие слова справа налево: вместо «он» может прочесть «но» – и наоборот. Люди такого типа вообще переставляют слоги и иногда начинают прочтение с середины слова, например, произнося «амма» вместо «мама». И хотя Катя уже в четвёртом классе, её чтение на уровне начала второго – конца первого классов. На прочитывание текста дочь тратит слишком много сил, зачастую даже не понимая смысла фраз. Особенно это касается специальных предметов, например, таких, как окружающий мир, где речь идёт о сложных понятиях – республика, демократия, конституция. А прочитав задачу, часто не понимает её сути. Предлагаю Кате от 14 отнять восемь. Она отвечает: 32. Начинаем разбираться. Оказывается, 14 спутала с цифрой 40, потому что для неё это просто символы». 

Катя может написать «лос» вместо «лось», «Татяна» вместо «Татьяна», «врота» вместо «ворота». Ей сложно даётся перенос слов с одной строки на другую, не всегда просто понять, где закончился предлог и что началось уже новое слово, поэтому в ее тетради порой появляются такие необычные слова, как «вморе» или «третьеоктября». Английские и русские буквы может отзеркаливать, то есть надо писать «с», а она начинает писать «э». Может спутать «б» и «д» или «в» и «д». 

«Мой муж – переученный левша, а у обеих дочерей наблюдаю скрытая леворукость, - объясняет собеседница, - при том, что обе знают, где право и лево, могут не в ту сторону провести линию на графическом диктанте, когда учитель диктует, на сколько клеток и в какую сторону нужно провести ручкой, чтобы вышел рисунок какой-либо фигуры. Если будем долго-долго повторять названия страны «Монголия» и её столицы «Улан-Батор», Катя через десять минут их уже не вспомнит. Прочитав о дислексии, я поняла, что с возрастом такие люди, благодаря усилиям, выучивают слова и их написание, и проблема отступает, но возникает снова именно на письме и чтении при изучении иностранного языка. Я стала придумывать, как помочь своему ребёнку. Ей сложно запомнить, что «кастрюля» пишется через «а», и у этого слова в нашей семье появилось проверочное слово – «каша», потому что она варится в кастрюле, а «корзина» через «о», потому что в неё можно сложить «коржики» и «кости». То есть важно развить ассоциативный ряд». 

Из-за своей особенности Катя оказалась изолирована от других детей. Друзей у неё нет, говорит мама. В частности, только к концу первого класса, почти через год обучения, она смогла запомнить, как кого зовут. А если с ней знакомится другая девочка, она произнесёт своё имя, но её не спросит и отойдёт в сторону. Игры тоже крайне необычные – в мыслях. Вместо того чтобы передвигать куклу по ступеням замка в реальности, она, например, может взять её в руки и ходить от стены к стене, воображая этот сюжет в своей голове. На вопрос: «Катя, что ты делаешь?» – ответит: «Играю».

Младшая дочка курянки пошла в первый класс, у неё тоже сложности с чтением, но не такие значительные – она по нескольку раз повторяет каждое слово, прежде чем перейти к следующему. Логопед выявил у неё лишь дислалию – проблему со звукопроизношением. 

«Очень обидно, что многие не понимают таких особенных детей и считают их ненормальными», - говорит курянка.

Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн…

В большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью. Но российская логопедия каждой из них даёт своё определение: проблема с овладением навыком чтения – дислексия, навыком письма – дисграфия, в целом с грамотностью – дизорфография, овладением арифметикой – дискалькулия, нарушение моторики и координации – диспраксия. Существует ещё одна разновидность дислексии — дислексия букв, которая проявляется в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв при написании текста. Однако общее и наиболее часто употребляемое название всех этих расстройств – именно «дислексия». Кстати, с трудностями в обучении в разных формах, по информации Международной ассоциации дислексии, сталкивается каждый пятый житель планеты.

Сам термин введён в конце XIX немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в отношении мальчика, у которого наблюдались трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности. Особенность восприятия информации у таких детей вполне сочетается с образным мышлением, высоким уровнем интеллекта и способностью к нестандартным решениям. Дислексию даже называют «болезнью гениев». Среди людей с такими нарушениями – Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи и «королева детектива», написавшая более 80 книг, Агата Кристи. Далеко не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали её из школы, где над ней все потешались. Благо, дома царила атмосфера добра и принятия.

Судьбу изобретателя лампы накаливания Томаса Эдисона тоже во многом определила любящая мать, которая в детстве по-своему прочитала ему письмо от учителя, заменив сочетание «умственно отсталый» на слово «гений»: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

В «Британском медицинском журнале» в 1896 году дислексию назвали «врождённой словесной слепотой». Люди с такой особенностью воспринимают информацию иначе: они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или переставляют буквы местами, не замечая разницы. В результате изменения поля зрения слово воспринимается ими не как единое целое, а как набор отдельных букв, возникают сложности с точным или беглым их распознаванием. Также они могут читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью, у десятой части исследованных скорость чтения «наоборот» оказалась даже выше.

У дислексии есть свой ген

В основе этого расстройства лежат нейробиологические причины. В частности, у таких людей менее активны определённые зоны мозга, наблюдаются нарушения межполушарных связей. В 1970-х была выдвинута популярная ныне на Западе теория о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического развития (физиологических аспектов при восприятии и воспроизведении звуков). В наше время также подтвердились давние догадки учёных о наследственности недуга, был обнаружен ген дислексии.

Симптомы расстройства, казалось бы, сегодня можно отыскать у любого среднестатистического школьника – плохие навыки чтения, чтение наугад и с ошибками, непонимание прочитанной информации, трудности в пересказе текста и написании слов, допущение множества ошибок даже при списывании, проблемы с памятью и почерком, неуклюжесть. А среди психологических особенностей – повышенная раздражительность, перепады настроения, проблемы самоидентификации, тревожность, рассеянность, мечтательность, желание уйти от действительности, сложности с концентрацией, быстрая потеря интереса, склонность к скуке и «витанию в облаках». И даже такие, как страх ошибки, обострённый эстетический вкус и выраженное чувство справедливости. 

Ну как, казалось бы, не «улететь в облака», когда в классе скучный урок, или не заступиться за друга, если вокруг все неправы? А проблема неуверенности в себе – вообще общая для всех недорослей. Но есть и особые признаки, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к логопеду. Например, выраженная моторная особенность, при которой ребёнок крайне необычно держит ручку в руках, что связано с отставанием в созревании двигательных функций.

В 2007 году в Болливуде сняли фильм «Звёздочки на земле» о восьмилетнем мальчике, который с детства отличался от всех и, несмотря на старания, никак не мог научиться читать и писать. Достигнув предела своего терпения, отец отослал сына в интернат, посчитав, что дисциплина сделает его более усердным в учёбе. Дислексию у ребенка распознал учитель рисования, который сам страдал ею в детстве. Он научил мальчика чтению и письму, стал ему другом и вернул веру в себя. 

Получивший множество наград в Индии, выдвинутый на премию «Оскар» и вошедший в топ-250 лучших картин мира, в 2014 году в рамках фестиваля индийского кино фильм был показан и в Курске. «Каждый ребёнок уникален» – такой слоган у семейной драмы со счастливым концом.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество