Что помогает курским предпринимателям выходить на рынки, находящиеся за пределами нашей страны? Наличие достаточных знаний и навыков, защищённость от ошибок и рисков. Это во многом обеспечивают мощные инструменты государственной поддержки. Успешно заниматься международной торговлей бизнесменам региона помогает Центр поддержки экспорта.
Как обрести известность
Центр создан администрацией Курской области, входит в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, которая собрана на площадке «Мой бизнес», и осуществляет свою деятельность при поддержке Минэкономразвития России и во взаимодействии с АО «Российский экспортный центр».
«Сегодня Центр поддержки экспорта предоставляет широкие возможности региональным компаниям для презентации своей продукции за рубежом и развития международного сотрудничества, – говорит руководитель Центра «Мой бизнес» в Курской области Ольги Ильинова. – Мы помогаем как действующим экспортёрам, так и тем, кто ещё не пробовал свои силы в международной торговле. Поэтому востребованы различные виды поддержки – информационно-аналитическая, консультационная и организационная, всё, что содействует привлечению инвестиций и выходу экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки». Кроме того, Центр осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами власти, торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах и Торгово-промышленными палатами. Всё больше предпринимателей имеют возможность воспользоваться услугами Центра. «Благодаря господдержке наша компания обрела известность среди иностранных потребителей, – говорит заместитель директора компании Elmarto Михаил Рассеко. – Для продаж на экспорт необходим был хороший сайт – магазин на английском языке. И эту услугу нам предоставил Центр поддержки экспорта Курской области. Этот сайт сейчас активно функционирует. С него у нас происходит большая часть продаж. И буквально на днях мы закончили настройку нашего личного кабинета на маркет-плейсе eBay. Правильно организовать бизнес за границей помогли на семинарах «Школы экспорта» от АО РЭЦ. Таможенное оформление посылок, выстраивание логистики, документооборот… Теперь в день здесь выполняют до 10 заказов. В прошлом году наш доход с продаж по России сравнялся с доходом с продаж на экспорт».
Именно выход на зарубежные рынки позволил многим курским компаниям сохранить набранные темпы и во время пандемии.
«На сегодняшний день самый главный итог работы организации – это успешные экспортёры Курской области, – говорит начальник отдела внешнеэкономической деятельности Василиса Хорева. – В 2020 году специалисты Центра поддержки экспорта оказали информационно-консультационную, маркетинговую, образовательную и организационную поддержку почти 300 курским субъектам МСП. При нашем содействии предприниматели региона заключили контракты на сумму свыше 2,5 млн долларов. В Центр обращаются с разными запросами в зависимости от целей предприятий. Наиболее популярными услугами являются: участие в выставках в РФ и за рубежом, размещение на электронных торговых площадках, создание и модернизация сайта и обучение в «Школе экспорта АО «РЭЦ».
Готовы экспортировать
Надо понимать, что Центр не оказывает финансовую поддержку. Он не даёт предпринимателям деньги на пополнение оборотных средств, они тратятся именно на развитие бизнеса, выходы на новые рынки и достижение международных стандартов экспорта. Этому способствует проведение обучающих семинаров, информирование предпринимателей о новостях и изменениях в мире экспорта. Более года Центр поддержки экспорта Курской области оказывает услуги: перевод на иностранные языки презентационных и других материалов, размещение субъектов малого и среднего предпринимательства на электронных торговых площадках (Alibaba, Amazon, e-Bay, Europages, All.biz и др.). Таким образом, он начал завоёвывать новые онлайн-пространства и продвигать товары современным путём. Также важным результатом деятельности Центра можно назвать проведение B2B-встреч и семинаров, международные бизнес-миссии в Китай, Германию, Республику Беларусь, Узбекистан. Их целью является подбор потенциальных партнёров, налаживание деловых контактов, установление и развитие торговых связей между курскими и иностранными предпринимателями, продвижение товаров и услуг предпринимателей региона на зарубежный рынок.
«Всё начиналось мелкими шагами, – говорит руководитель компании «Сварог» Александр Червяков. – Нам помогали и с оборудованием, были какие-то транши, инвестиции, средства, и с регистрацией бренда, и с сертификацией продукции. И постепенно это переросло, мы поняли, что, в принципе, готовы экспортировать наши товары. Центр поддержки экспорта нам оплачивал доступ к услугам, электронным торговым площадкам, где мы и нашли одного из наших потенциальных покупателей. Но для заключения сделки нужно было разработать соответствующий международный контракт, а у нас нет таких компетенций. Центр экспорта нам в этом очень хорошо помог. Там нашли профессионального юриста по международному праву, который нам не просто контракт подготовил, но и указал на те риски, которые могут возникнуть в ходе этой сделки. Соответственно, перевели этот контракт. При этом все эти услуги для нас были бесплатны».
Сейчас сфера деятельности предприятий, вышедших на международные рынки при содействии Центра поддержки экспорта, достаточно обширна. Это производители косметической продукции, кухонного текстиля, берёзовых досок, запасных частей оборудования птицеводства, текстильных изделий для сна, кожаных ремней для гитар, молочных продуктов, какао, неоновых вывесок, зерновых хлопьев и многого другого. Курские компании поставляют продукцию на рынки Белоруссии, Казахстана, Китая, Армении, США, Франции, Германии и других стран.
Новые знания
Современные вызовы потребовали новых знаний и решений. В связи со сложившейся в мире ситуацией из-за распространения коронавирусной инфекции экспортёры работают в непростых условиях, произошли отмены ранее запланированных массовых мероприятий. На сегодняшний день поиск иностранного покупателя, создание и модернизация сайта и электронная коммерция – наиболее востребованные продукты в условиях ограничительных мер. Предприниматели садятся за парты, изучают новые веяния и правила игры уже в онлайн-бизнесе. Онлайн-торговля во многом способствует стиранию границ, точнее, границ официальных – между странами и языками. По большому счёту, границы проходят только в головах, а если получить соответствующие знания и навыки, то любые достижения станут возможными.
В Центре поддержки экспорта могут поделиться многими историями успеха – с нуля до высокого международного уровня. Так, ООО «ТД Белашофф» начало свою деятельность в апреле 2010 года. Сейчас оно является одним из крупнейших экспортёров текстильных изделий для сна, а также перопухового и пухового сырья в Курской области. На сегодняшний день BELASHOFF – это бренд с мировым именем. Начиная с 2011 года компания наращивала объёмы отгружаемой продукции и сырья, расширяя географию поставок. Если в начале своей деятельности экспорт производился только в Германию, то на данный момент, благодаря поддержке Центра в сертификации продукции, поставки осуществляются во многие страны Европейского союза, Юго-Восточной Азии, США, Евразийского экономического союза.
Инжиниринговое предприятие «Совтест АТЕ» 27 лет занимается оснащением предприятий России и СНГ современным оборудованием для производства и тестирования радиоэлектроники и электротехнических изделий. Предприятие осуществляет передачу заказчикам технологий разработки и производства высокотехнологичной продукции. «Совтест АТЕ» – лидер в области тестовых решений. Компания является участником международных выставок в РФ и за рубежом, бизнес-миссий, получателем поддержки в сертификации.
АО «ТД «Кварц», открывшись с нуля, по сути, в чистом поле, сейчас является одним из безусловных лидеров на евразийском рынке резинотехнических изделий. А в 2020 году компания стала победителем в конкурсе «Экспортёр года» в номинации «Экспортёр года в сфере промышленности».
Конкурс ежегодно проводится Центром поддержки экспорта с целью выявления лучших экспортно ориентированных субъектов МСП и продвижения их успешного опыта. Для самих бизнесменов победа в конкурсе – это не только заслуженная оценка проделанной работы и общественное признание, но и стимул для дальнейшего развития.