«Актуальные тенденции электронных услуг (сервисов) Росреестра, геодезического и земельного надзора» обсудили 22 октября в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Круглый стол стал площадкой для оживленной дискуссии спикеров: представителей Общественной палаты Курской области, Общественного совета при управлении, органов местного самоуправления, участников профессионального научного сообщества - доцентов ЮЗГУ и курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, представителей кредитных организаций, кадастровых инженеров.
С предложениями выступили эксперты Общественной палаты Курской области и Общественного совета при управлении Росреестра по Курской области. Возникли интересные дискуссии по теме, как изменилось отношение курян к технологиям Росреестра в период эпидемии коронавируса.
Большие преимущества
Открывая мероприятие, руководитель курского управления Росреестра Светлана Комова отметила, что одной из стратегических задач, стоящей перед государством, является цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг. В рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по переводу социально значимых государственных и муниципальных услуг в цифровой формат.
Электронные сервисы Росреестра - это не новелла. Росреестр одним из первых органов государственной власти внедрил цифровые сервисы, в том числе позволяющие оперативно и бесконтактно получать его услуги. В настоящий момент в электронном виде происходит взаимодействие курского управления ведомства и нотариусов, органов государственной власти и местного самоуправления. Активно пользуются электронными сервисами кредитные организации и бизнес, наблюдается рост востребованности электронных услуг у населения.
В период пандемии электронные сервисы Росреестра показали и продолжают показывать свою надежность и востребованность. Во время полного закрытия офисов приема документов у заявителей по сути единственной возможностью зарегистрировать свои права, сделки стал портал Росреестра. Об этом в сентябре текущего года на встрече с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
В этот период количество поступивших в курское управление Росреестра заявлений в электронном виде увеличилось на 37% по отношению к началу года.
Во время самоизоляции электронные сервисы Росреестра стали одним из инструментов для обеспечения исполнения принятых правительством РФ мер, направленных на стимулирование деловой активности в сфере жилищного кредитования - внедрение с апреля 2020 года льготной ипотеки.
В настоящее время количество поданных заявлений в курское управление Росреестра на государственную регистрацию ипотеки в электронном виде с начала 2020 года увеличилось в три раза. Учитывая, что правительством РФ рассмотрен вопрос о продлении льготной ипотеки под 6,5 %, то на территории Курской области стабильно высокие показатели электронной ипотеки сохранятся.
Электронные услуги Росреестра на сегодняшний день стали неотъемлемым атрибутом современной жизни.
Росреестром постоянно дорабатываются в соответствии с изменениями действующего законодательства реализованные ранее сервисы, вводятся в эксплуатацию новые.
Заместитель председателя Общественной палаты Курской области Людмила Дрёмова указала на преимущества электронных сервисов Росреестра и отметила, что сегодня электронные услуги Росреестра находятся в пределах досягаемости компьютерной мыши, монитора и клавиатуры. На портале Росреестра даны пошаговые инструкции получения каждой электронной услуги, сроки ее предоставлении и стоимость. В связи с этим, пользоваться более 20 электронными сервисами просто и удобно.
Одним из самых необычных электронных сервисов с 2018 года стала возможность моделирования жизненных ситуаций, благодаря которой пользователь вводит необходимые параметры, предполагаемый список недвижимого имущества, получает на выходе перечень документов и алгоритм действий. То есть для курян, представителей малого и среднего бизнеса, студентов, некоммерческих организаций сервис «Жизненные ситуации» стал конструктором для подготовки необходимых документов по оформлению недвижимости.
Для самых щепетильных граждан интернет-ресурс Росреестра составил профессиональную карту кадастровых инженеров. Через сервис можно увидеть, членом какого СРО является кадастровый инженер. Любого из них пользователь сайта может «просканировать»: ознакомиться с аттестатом кадастрового инженера, о статистике результатов его деятельности (количество отказов в осуществлении кадастрового учета и решений о необходимости устранения реестровых ошибок).
Эксперты кадастровых инженеров поделились тем, что действующий с 2017 года сервис «личный кабинет кадастрового инженера» существенно сокращает финансовые и временные затраты кадастровых инженеров.
Представитель ЮЗГУ Татьяна Новикова обратила внимание на то, что в целях соблюдения социальной дистанции многофункциональные центры в Курской области перешли на работу по предварительной записи, что затруднило передачу документов на бумажном носителе. Несмотря на это сервис электронной регистрации в Сбербанке в период самоизоляции позволил не только банкам не прекращать выдачу ипотечных кредитов, но и сохранить стабильность для населения, которому Правительство РФ предоставило возможность воспользоваться в период пандемии льготной ипотекой.
Технологические оптимисты
Член Общественного совета при курском управлении Росреестра, кандидат экономических наук, доцент курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Феоктистова сообщила о том, что пандемия помогла оценить преимущества электронных сервисов Росреестра сельскому населению и малому бизнесу в Курской области. Спрос на электронные услуги Росреестра с их стороны существенно вырос в 2020 году.
В то же время, как считает Людмила Дрёмова, следует активнее менять ментальность сельского населения для того, чтобы оно не откладывало, а было морально готово уже сегодня использовать существующие возможности электронных сервисов Росреестра. То есть, знания о сервисах Росреестра, их возможностях уже сформированы у граждан и бизнеса региона специалистами управления по Курской области. Сейчас необходимо сконцентрироваться на формировании устойчивых электронных навыков у курян, что позволит им не только извлечь выгоды из новейших достижений в сфере электронных технологий, но и обеспечивать дальнейшую цифровизацию сделок с недвижимостью и запустить процесс преобразования традиционных методов ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства (от бумаги к цифре).
Кризисные явления этого года, вызванные пандемией, стали стимулом для курян, не использовавших до пандемии электронные сервисы Росреестра, к электронному взаимодействию с Росреестром. Участники круглого стола пришли к единому выводу, что наибольшие изменения в отношении к электронным сервисам Росреестра ощутили жители малых городов и сел региона, а также люди старше 60-ти лет. Пандемия и период самоизоляции выравнивают доступность электронных сервисов Росреестра для категорий населения, которые раньше были меньше вовлечены в цифровой мир. В любом случае «технологических оптимистов» среди курян стало значительно больше – к такому выводу пришли участники круглого стола.
Цифровые навыки для всех
Учитывая, что Курская область является аграрным регионом, участники круглого стола рассмотрели вопрос о востребованности электронных услуг Росреестра на селе. Заместитель председателя Общественной палаты Курской области отметила, что для вовлечения в цифровой обмен информацией всего населения региона (в том числе селян, людей пожилого возраста) необходимо привлекать действующие в регионе некоммерческие организации, на базе которых будут обучать цифровым технологиям, в том числе Росреестра. В рамках уже существующих в Курской области проектов «Правомобиль», «Волонтеры серебряного возраста», «Университет пожилых людей» проводить на регулярной основе обучающие курсы по электронным услугам Росреестра.
Татьяна Феоктистова отметила, что именно отсутствие достаточных навыков останавливает многих от активного пользования электронными услугами и это же зачастую уводит на «сайты-двойники», которые просто осуществляют посреднические услуги, пользуясь банальным незнанием. Необходимо внедрять сервисы, что называется «с малых лет», начиная со школьной и студенческой скамьи, чтобы они стали неотъемлемой частью жизни любого курянина.
Для достижения данной цели участники круглого стола предложили обратиться в Совет ректоров вузов Курской области с ходатайством о необходимости внедрения в учебный процесс программ по использованию электронных сервисов, в том числе Росреестра.
Таким образом, имеющаяся в настоящий момент техническая возможность к получению электронных услуг, в том числе Росреестра, а также предпринимаемые меры, направленные на вовлечение в электронный формат взаимодействия заявителей, должны стать важнейшим шагом к более масштабной цифровизации в экономике и улучшению обслуживания граждан.
Эксперты круглого стола согласились, что пандемия коронавируса и период самоизоляции повысили готовность курян пользоваться новыми технологиями Росреестра.
Надзорная деятельность
Осветили на круглом столе и актуальные тенденции государственного земельного надзора в Курской области, в частности, распространенность допускаемых органами местного самоуправления нарушений при распоряжении земельными участками, в том числе расположенными в зонах с особыми условиями использования территории, и влияющих на законность оборота земли и затрагивающих права правообладателей земельных участков.
Начальник отдела государственного земельного надзора Валентина Чебунина отметила, что курскими государственными земельными инспекторами в деятельности органов местного самоуправления в ходе проверок выявлены нарушения при предоставлении земельных участков в обход обязательной процедуры торгов, без учета ограничений, установленных требованиями ст. 65 Водного кодекса РФ, случаи несоблюдения сроков рассмотрения заявлений.
По результатам проведенных проверок в 2020 году органам местного самоуправления курскими государственными земельными инспекторами выданы предписания, во исполнение которых в распоряжение муниципалитетов возвращены земельные участки общей кадастровой стоимостью свыше 40 миллионов рублей. Органы местного самоуправления, несвоевременно исполнившие предписания, по постановлению государственных земельных инспекторов привлечены судом к административной ответственности в виде штрафа.
На конкретных примерах участники круглого стола обсудили проблемы, с которыми сталкиваются приобретатели земельных участков при обращении в уполномоченные органы власти; при использовании земельных участков, находящихся в зонах с особыми условиями использования территории.
Отдельно остановились на вопросах предоставления и использования земельных участков в прибрежной защитной полосе водных объектов, для которой законодательством установлен особый правовой режим использования (в том числе запрет на распашку земли). Отметили, что данная проблема носит межотраслевой характер, поскольку зависит от активности уполномоченных органов в области охраны водных объектов по внесению в ЕГРН границ зон с особыми условиями использования. Осведомленность муниципалитетов и правообладателей о наличии таких зон снижает риски возможных нарушений при распоряжении земельными участками и их использовании. Информацию о зонах с особыми условиями использования, границы которых внесены в ЕГРН на основании документов уполномоченного органа, возможно получить в режиме онлайн с использованием общедоступных сервисов Росреестра.
Начальник отдела геодезии и картографии управления Виктор Миколенко отметил, что в рамках осуществления государственного геодезического надзора обеспечивается сохранность пунктов государственной геодезической сети (ГГС), являющейся исходной основой для проведения геодезических, картографических, землеустроительных работ, и соблюдение режима охранной зоны таких пунктов.
Кадастровый инженер Татьяна Кирдяшкина отметила, что геодезические измерения необходимы для определения границ земельных участков, их площадей с высокой точностью. Такая точность нужна для того чтобы устранить возникающие земельные споры.
Виктор Миколенко напомнил, что геодезический пункт представляет собой инженерную конструкцию, закрепляющую точку земной поверхности с определенными координатами. Обязанность по обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической сети законом возложена на собственника земельного участка, на котором расположено подобное «сооружение». Правообладателям (иным пользователям) земельных участков, на которых расположены пункты ГГС, управлением направлены уведомления с указанием ограничений использования земельных участков. За повреждение, уничтожение или снос геодезических пунктов, хищение материалов, из которых они изготовлены, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
В 2020 и 2021 году управление в рамках государственного надзора в сфере геодезии и картографии сделает упор на выявление фактов повреждений пунктов ГГС, а также фактов нарушения режима охранной зоны таких пунктов, анонсировал Виктор Миколенко.
Подводя итоги «круглого стола», руководитель курского управления Росреестра Светлана Комова подчеркнула, что обсуждение актуальных тенденций деятельности Росреестра именно при участии профессионального экспертного сообщества помогает как поиску оптимальных вариантов широкого использования сервисов Росреестра для населения региона, так и дает возможность уполномоченным органам и правообладателям земельных участков избежать возможных правонарушений, являющихся предметом надзорной деятельности Росреестра.
Светлана Комова поблагодарила экспертов за участие в круглом столе. Такой диалог особенно важен сейчас – в непростой ситуации, которая сложилась из-за коронавируса, и выразила уверенность в том, что впереди немало совместных тем для обсуждения и выработки предложений по переходу в цифровое пространство потребителей услуг Росреестра, психологически еще не готовых к электронному взаимодействию.
По итогам обсуждения приглашенные эксперты пожелали Росреестру дальнейшего развития электронных сервисов, создания новых продуктов для бизнеса и общества.
Эксперты выразили желание адаптировать существующие принципы и подходы Росреестра к организации электронного взаимодействия для иных государственных ведомств. Именно удобство и простота сделали электронные услуги Росреестра, по мнению экспертов, наиболее популярными среди иных государственных электронных услуг.