Ситуацию со скорой медицинской помощью с лёгкой руки курских общественников уже назвали ре-оптимизацией. В последние годы именно реформа «неотложки» преподносилась как успех и ставилась в заслугу руководителям областного здравоохранения.
Всё закончилось в одночасье после визита врио главы региона в Кшень, где неангажированные местные жители высказали ему всё, что наболело. И про многочасовые ожидания, и про странную логистику больных на другой край области, и про отсутствие водителей – в общем, про всё, ради чего и затевалась громко анонсированные преобразования. Но, судя по словам обычных курян, всё провалилось.
Из единого центра
Три года назад жителям объявили, что все скорые помощи переходят в единый центр управления. Ранее они подчинялись райбольницам и их главрачам, отныне же начальником над ними всеми станет городская станция скорой помощи. Её переименовали в областную, передал на баланс всё – машины, иную технику, и переведя людей. Делалось всё в приказном порядке, сумма получилась внушительная.
«С объединением снабжения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, средствами индивидуальной защиты работа службы стала более стабильной» – отчитались в минздраве.
Результат объявили положительным: сократилось время ожидания, повысилось качество помощи.
«Считаем, что вся служба скорой должна быть единым механизмом, – заявил главный врач курской станции скорой помощи Константин Хруслов. – Централизованными должны быть управление, обеспечение, закупки, ремонт автомобилей – это больше не будет возлагаться на бюджеты районных больниц. Самое главное, что мы сможем чётче выстроить маршрутизацию пациентов, а значит улучшить качество оказания медицинской помощи».
Диспетчеры получили возможность по экстренному вызову направить ближайшую бригаду из соседнего района, сократив тем самым «время доезда», все сотрудники сохранили свои рабочие места в рамках объединённой службы, все пункты скорой помощи остались на местах.
Робкие возражения медработников о том, что при этом теряется единоначалие, и скорая помощь, не подчинённая главврачу ЦРБ, становится ему неинтересной, в расчёт не брались. Торжественная раздача ключей от новых «карет» на Красной площади областного центра должна была проиллюстрировать правильность избранного пути. Не получилось.
Полный разрыв
Произошедшее укрупнение привело к тому, что случился разрыв между районным звеном здравоохранения и службой скорой помощи. Ранее скорая входила в структуру райбольниц, и в первую очередь пациентов везли именно туда.
«Теперь скорая отсечена от ЦРБ, и мы имеем то, что имеем. Реакция людей на это негативная. Значит надо эту систему менять», – такими словами врио губернатора прокомментировал ситуацию с неотложкой.
Сотрудники скорой жалуются на то, что сейчас просто невозможно работать: нагрузка колоссальная, людей не хватает. Практически все работают сутки через сутки. Водители также работают сутки через сутки, а это уже опасно не только для здоровья, но и для жизни других участников дорожного движения. И главное – работают за зарплату 19-23 тысячи рублей. С логистикой также проблемы: возят туда, где принимают. Например, из Щигров в Горшечное, а это крюк в 150 километров.
Собрав и проанализировав все «за» и «против», областные власти, по сути, сворачивают реформу, «отматывая» её к исходной точке. Поручено изменить существующие подходы, а именно сформировать работу дежурных врачей в ЦРБ, чтобы скорая могла именно к ним отвозить пациентов, не перевозя их из муниципалитета в муниципалитет, то есть вернуться к отделениям скорой помощи в ЦРБ. Вопрос о том, кто и кому при этом будет подчиняться, и чьи указания будут главнее – дежурного врача или диспетчера скорой, в пылу ре-оптимизации уточнить забыли.
Справка
В службе скорой медицинской помощи Курской области работают 108 бригад, из них 10 реанимационных и четыре педиатрических. Автопарк составляет 178 автомобилей, из них 156 машин моложе пяти лет. Ежегодно обновляется 20-30 автомобилей.