Ещё не так давно с этим образом из курской Горнали проводили Крестный ход на Украину, в соседнее сумское Мирополье. И это был единственный в России Крестный ход за пределы страны.
Участники первых таких мероприятий вспоминают, что не было никаких границ, таможен и проверок документов. Между двумя монастырями был луг – по сути, общий покос, и по нему шла госграница.
Всё стало хуже с 2014 года. Устанавливали посты, перекрывали дорогу, долго и тщательно проверяли документы, ходили слухи, что даже икону – образ Пряжевской Богородицы, впустив с соседнее государство, могут назад и не выпустить.
Сейчас стало невозможным проводить Крестный ход и даже посетить икону в пограничном монастыре: Горналь обстреливают. Но образ этот не зря относится к чину Одигитрии – Водительницы, он сам найдёт решение и путь, которым идти.
Три обретения
Кто и когда написал икону, точно неизвестно, специалисты относят её к древнему византийскому письму. Икона объявилась в конце XVII либо в начале XVIII века в селении Пряжев неподалеку от Житомира, по имени села она и получила своё название. Её явление было зафиксировано в сельских церковных книгах. С Пряжевской иконы, как это было принято, стали делать списки, и один из них был сделан поистине чудесным образом.
Случилось это так: когда татары разорили Дивногорский монастырь в Воронежской губернии, его иеромонахи перебрались на курскую землю и основали в 1672 году Белогорскую Николаевскую пустынь. Однако в 1788 году пустынь была закрыта, а принадлежавший ей Преображенский собор стал приходской церковью находившейся поблизости слободы Горнали.
Предание гласит, что тогда-то и начали происходить в бывшем монастырском храме чудеса: по окончании богослужения все свечи непременно гасили во избежание пожара, но наутро обнаруживалось, что некоторые из них вновь горят. Так происходило до того, как была вновь обретена Пряжевская икона Божией Матери.
«Со слов игумена Нестора, записавшего в 1862 году эту удивительную историю, художник Иван Белый получил откровение свыше, что за иконостасом церкви, некогда принадлежавшей монастырю, находится древняя икона Богородицы, писанная на полотне, – рассказывает кандидат исторических наук Наталья Шеховцова. – Ивану было велено достать икону и провести её обновление. Всё было в точности исполнено».
И далее икона Божией Матери Пряжевская не переставала являть чудеса. Узнав об этом, император Александр II распорядился восстановить монастырь – Белогорскую Николаевскую пустынь.
После революции и закрытия монастыря следы иконы потерялись на долгие десятилетия.
Немощным исцеление, грешным спасение
В 90-е годы прошлого века, было принято решение о восстановлении Свято-Троицкого храма. Именно там при инвентаризации была обнаружена старинная икона Божией Матери, которая числилась, как «Смоленская». Специалисты детально изучили изображение и отметили несовпадение лика и покрывающей его ризы. Обратившись к церковным архивам, они нашли подтверждение, что это Пряжевская икона. Так произошло ещё одно явление чудотворной.
После возрождения Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, чудотворный образ пребывает там. Возродилась и традиция ежегодного Крестного хода. Шли из Горналя в Суджу и назад с заходом с украинское Мирополье.
«Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение», – по немалым свидетельствам такая молитва у образа помогает в исцелении болезней ног, лёгких, позвоночника, а также бесплодия у женщин. Пряжевская Икона Богоматери пробудет в Курске до октября.