90

В штатном режиме. Об алгоритме действий курских электросетей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Курск 17/02/2021
На ликвидацию последствий любой аварии отводится не более двух часов.
На ликвидацию последствий любой аварии отводится не более двух часов. © / Курские электрические сети

«Отключений в Курских электрических сетях по всему периметру нет». Такой ответ на вопрос о возможных авариях из-за нынешних природных катаклизмов – самый лучший.

На предприятии не в ходу уклончивые, многословные оценки. «Штатный режим» – значит, всё работает, как положено. Куряне возвращаются домой, включают свет, он у них есть, и это главное, что должны знать люди о работе сложнейшего механизма курских городских, а теперь уже не только городских электрических сетей.

Более 4 тысяч километров кабелей, 1,5 тысячи подстанций, 600 сотрудников, полное обслуживание областного центра и ещё 11 муниципальных образований – таков масштаб предприятия.

Фото: Курские электрические сети

 

Центр решений

«Для предприятия основной параметр – это надёжность, бесперебойность и качество подачи электроэнергии потребителям, – говорит генеральный директор АО «Курские электрические сети» Владимир Кривов. – На данный момент на электроэнергии замыкается всё. И наша миссия на сегодня – это обеспечить потребителя постоянной электроэнергией, довести до минимума те аварийные ситуации, которые случаются или, возможно, случатся».

Именно так – даже возможные отключения на предприятии прогнозируют и просчитывают. Для этого ежегодно проводятся общесетевые тренировки, раз в три месяца – с каждой сменой, а в ежедневном режиме – полный и подробный разбор и анализ действий каждого сотрудника. В тот день, когда мы готовили этот материал, в Курске была метель, город засыпало снегом, но аварий в сетях не было.

«Сверхнормативных отключений у нас нет, и общее количество отключений в нашем секторе присутствия сокращается», – констатирует Владимир Кривов.

Норма – это не более двух часов, за это время электричество должно быть подано в любом случае. Для решения таких задач в электросетях существуют определённые алгоритмы действий.

Работа энергетиков отлажена «от» и «до». Если, не дай Бог, авария, то информация приходит в диспетчерскую службу, на центральный пункт, оттуда даются команды, выезжают аварийные бригады, подключается район, и уже совместно под непосредственной координацией диспетчера происходит ликвидация аварийной ситуации. Может быть задействовано до пяти бригад. Это и ремонтные службы, и лаборатории, и районные сети, все работают по очереди и скоординированно.

Главный человек здесь – диспетчер. Это вообще особые люди. В электросетях избегают слова «элита», считая, что в каждом подразделении есть свои задачи и свои специально подготовленные сотрудники, но ОДС (оперативно-диспетчерская служба) – это, несомненно, мозг предприятия, центр принятия решений. Чтобы подготовить диспетчера, нужно около трёх лет, причём работа идёт последовательно. Некоторое время – в оперативно-выездной бригаде, чтобы познакомиться со спецификой, потом – за пультом с более опытным диспетчером, изучение схем – тех самых алгоритмов принятия решений.

«Основная задача диспетчерской службы – это поддержание нормального режима работы электроснабжения в городе Курске и ликвидация аварийных отключений, технологических отказов, – поясняет диспетчер Дмитрий Лукьянчиков. – Все наши действия регламентированы инструкциями, есть механизмы, по которым все работают. А от себя добавляем опыт и знания».

Дмитрий Леонидович скромничает, он диспетчер с 25-летним стажем, и его опыт и знания, что называется, «заткнут» любой суперкомпьютер. Есть система телеуправления, оттуда информация приходит мгновенно, а есть и просто звонки потребителей: «Пропал свет, что делать?»

«В принципе, хватает двух минут, чтобы понять, что и почему произошло, – продолжает Дмитрий Лукьянчиков. – А дальше выезжает бригада, находим повреждённый участок, само повреждение – всё это многократно отработано. На данный момент ситуация штатная, нет аварийных отключений, нет отключённых потребителей, плановые ремонтные работы отменены по погоде. Метель».

Опыт и знания

Типичная и, к сожалению, самая неприятная ситуация – водитель сбил опору электропередачи. Нынешние новогодние каникулы прошли в этом смысле спокойно, а бывает, что подобное случается каждый день. Причин может быть много, но действия чётко прописаны – линия отключается, если это рабочее время, выезжает бригада и ставит новую опору, если ночь – бригада всё равно выезжает, рабочие собираются из дома. А неприятность в том, что, например, опоры уличного освещения не принадлежат электросетям, они в ведении муниципального ЖКХ, приходится координировать работы с разного уровня административными структурами.

Фото: Курские электрические сети

 

Серьёзных аварий нынешнее молодое поколение сотрудников уже и не помнит. Уже не первую пятилетку идёт реализация инвестиционной программы с реконструкцией, модернизацией и строительством новых сетей. Старожилы могут вспомнить, как лет 10 назад при прокладке газопровода порвали высоковольтный кабель, ситуация нештатная, напряжение уходит, а до потребителя не доходит. Куда оно исчезло? Нашли, исправили.

«Не наша вина была в этом, но придумали обходные схемы, дали по ним напряжение, котельную запитали – такое в инструкции не прописано, но справились, – вспоминает Дмитрий Леонидович. – Не бывает неразрешимых проблем, любая задача имеет решение, но на всё нужно время. Ну, и наши опыт и знания».

Глядя на старшее поколение, набираются опыта и знаний молодые специалисты. Денису Алымову 28 лет, три года он работает диспетчером. Для электросетей – это престижно, серьёзный карьерный рост.

«Нужно понимать, чем занимается предприятие, знать работу персонала, не учили меня этому в университете, всё приходится осваивать на месте, – делится Денис. – Диспетчерская – это центр принятия решений, сердце предприятия, сюда стекается вся информация, и здесь за всё держат ответ».

Отвечая на вопрос о суперкомпьютере, он улыбается: «Не думаю, что нас сможет заменить техника, может быть, когда-то в далёком будущем, но очень нескоро. У компьютера есть знания, но нет человеческого опыта».

На развитие сетей

Сегодня курские электросети не зависят от капризов погоды. Больше половины сетей переведены на самоизолирующие провода, которые не боятся ни падения деревьев, ни коротких замыканий. Но, как говорят на предприятии, если у вас одна линия, то она может прослужить и сорок лет, не сломаться, а если сотни километров сетей, да ещё и воздушных, то может случиться всякое. Сейчас не сезон, но летом – несогласованные земляные работы, копают, не приглашают специалиста, и в результате – обрыв. Это прогнозируемо.

В электросетях не говорят «зима», говорят «осенне-зимний период». Он проходит нормально. Энергетики – люди явно суеверные, они не оценивают на «отлично» или «хорошо», предпочитают – «нормально» или «штатно».

Персонал укомплектован и тёплой одеждой, и всеми аварийными запасами, которые необходимы по нормативам. Это то, что стоит за формулировкой «безопасность и надёжность». Здесь не выплачивают дивиденды, а все средства направляют на развитие электросетевого комплекса. Благодаря этому ежегодно снижаются аварийность и износ сетей.

Удалось выстроить конструктивные отношения с коллегами из «Россетей». В конце прошлого года были решены все финансовые вопросы во взаимоотношениях с МРСК, долги закрыты на 100 процентов.

«Курские электрические сети – это предприятие с социальной ответственностью, которое имеет самый главный капитал – людей, которые здесь трудятся, – говорит генеральный директор АО «Курские электрические сети» Владимир Кривов. – Мы работаем для жителей нашего города и нашего региона. И мы надёжно и качественно обеспечиваем электроснабжение потребителей».

Фото: Курские электрические сети

 

Оставить комментарий (2)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах