Прогнозы о жарком лете, похоже, начали сбываться. В отдельные дни температура поднимается до 33 градусов выше нуля. В это время поездка в автобусе может стать раем или адом – в зависимости от того, есть ли в нём кондиционер.
Почему пассажиры городского транспорта с наступлением жары вынуждены терпеть настоящие пытки и можно ли обязать водителей маршруток установить в автобусах систему охлаждения?
Воздуха не хватает!
Ситуация повторяется каждое лето. Даже когда на улице прохладно, в общественном транспорте невыносимо душно. Когда же приходит настоящий зной, автобусы превращаются в пыточные камеры.
«Захожу в маршрутку, и минут через 15 мне становится плохо. В глазах темнеет, воздуха не хватает. И так почти всегда! Обычно выхожу на свежий воздух, и сразу отпускает», – рассказывает пенсионерка Валентина Кропоткина.
С начала сезона в департамент транспорта поступило порядка 30 жалоб от пассажиров. И все они касались духоты в автобусах.
Как выяснилось, системой охлаждения оснащены 192 муниципальных автобуса из 280 и лишь 15 из 314 маршруток частных перевозчиков. Таким образом, из общего количества обслуживающего липчан транспорта только в трети есть это чудо техники. Такие машины даже обозначили специальными наклейками со снежинками.
Однако это не означает автоматически комфортную температуру. Часто бывает такое, что кондиционер в автобусе стоит, а в салоне – баня. И тому, по мнению главного инженера МУП «Липецкпассажиртранс» Павла Морозова, два объяснения: неисправность устройства и «война» пассажиров, которые не могут договориться между собой, включать или нет систему охлаждения.
«Мы сразу закладываем дополнительный расход топлива на вентиляцию салона. Поэтому, если кто-то думает, что водитель не включает кондиционер в целях экономии, – это не так», – уверяет он.
Как бы то ни было, поломка кондиционера, по словам начальника отдела развития транспортной отрасли профильного департамента Алексея Пикалова, не является причиной для того, чтобы не выпускать автобус на линию или снимать его с маршрута.
Дело добровольное
«Есть такие автобусы (и их немало), где кондиционеры не предусмотрены заводской комплектацией. На них ничего дополнительно устанавливать нельзя, это будет считаться внесением изменений в конструкцию транспортного средства, что категорически запрещено, – объясняет генеральный директор одного из транспортных предприятий Липецка Дмитрий Ларин. – А новые автобусы с кондиционерами стоят просто космических денег. Не все перевозчики могут их купить. Были бы субсидии из бюджета, тогда ещё возможно. И как раз в условиях их получения можно было бы прописать – обязательное наличие в закупаемых автобусах кондиционеров».
Хотя некоторые перевозчики в принципе сомневаются в целесообразности их установки: они просто не успевают охладить воздух, так как каждые 2-3 минуты на остановках приходится открывать двери. Но есть закон.
«А если точнее – распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 г., которым утверждён стандарт транспортного обслуживания населения. В данном стандарте указано: если среднесуточная температура на улице выше 20 °C, то в салоне общественного транспорта должно быть не более 25 °C, – говорит адвокат Сергей Иванов. – Каким образом это будет достигаться – работой ли кондиционера или естественной вентиляцией, – не столь важно».
Если водитель не может обеспечить пассажирам комфортные условия проезда, можно пожаловаться перевозчику (по номерам телефонов, указанным на информационном стенде в салоне автобуса) или сразу в профильный департамент.
А как у других?
Оказывается, есть города, где проблему автобусов-душегубок успешно решают. Так, например, в Ростове-на-Дону наличие и работа кондиционера в салонах прописана в договорах мэрии с перевозчиками, за несоблюдение которых предусмотрены штрафы. А в Краснодаре автобусы с неработающими кондиционерами не могут пройти полный технический осмотр. Это обязательное требование, нарушение которого чревато для перевозчика не только штрафом, но и риском лишиться маршрута.