О том, чего ждать липецким театралам, о сюрпризах, которые готовит режиссёр вместе с артистами, мы беседуем с директором Липецкого театра драмы Татьяной Гореловой.
Время премьер
— Татьяна Васильевна, чем будете удивлять зрителей?
— С самого начала театрального сезона мы взяли очень быстрый темп: только до Нового года намечаются четыре премьеры, два фестиваля, три бенефиса, гастроли генерального уровня. Один новый спектакль мы показали зрителям на открытии сезона — постановку главного режиссёра Серея Бобровского «Как важно быть Эрнестом». В ноябре состоятся премьеры двух приглашённых режиссёров. До Нового года мы выпустим новый спектакль для детей. Если посмотреть на афишу до конца 2017 г., практически каждая строчка в репертуаре — это театральный вечер в уникальном формате. Мы надеемся, что зрителей порадует такое разнообразие.
— Слышала, что театр получит миллион рублей от Министерства культуры на постановку пьесы «Георгий Победоносец». Чем так интересен спектакль, раз его решили поддержать на самом высоком уровне?
— Да, действительно, пьеса драматурга Константина Скворцова в заявке нашего театра победила в конкурсе по поддержке современной драматургии. Это история о падении Рима и героическом подвиге великого полководца. Пьеса необычна тем, что написана в стихах, стилизованных под античную литературу. У неё непростой сюжет. Но постановщик спектакля — заслуженная артистка РФ Елена Оленина — вместе с актёрами нашла интересное решение, а лаконичные и вместе с тем глубоко символичные декорации, пластические зарисовки, музыкальное оформление — помогут воплотить глубокую философию пьесы на сцене. Так что мы ждём яркую и впечатляющую премьеру. Она назначена на 30 ноября 2017 г.
— Готовите ли вы какие-то новые масштабные проекты, подобные «Славянскому мосту»?
— Мы готовим проект, приуроченный к 190-летию со дня рождения Толстого. Наш театр как единственный в мире, носящий имя Льва Николаевича, не может пройти мимо такого события. Это будет масштабный проект, в рамках которого планируется проведение тематического фестиваля, организация выставки и подготовка спектакля — это будет что-то из Толстого или новая пьеса о Толстом. Мы начнём над ним работать в юбилейном 2018 году.
Кроме того, в планах театра есть проект, который будет способствовать развитию туризма в Липецкой области. Мы хотим поставить классическую пьесу — комедию А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой водевильный сюжет переплетается с историей Липецкого курорта — в живых декорациях Нижнего парка.
Надеемся, что такое неповторимое и уникальное театральное представление будет интересно и театралам Липецка, и гостям города.
Расширяя границы
— Каких сюрпризов ждать зрителям от «Липецких театральных встреч»? Новые театры, имена, необычные постановки?
— 33-й Международный фестиваль «Липецкие театральные встречи» пройдёт в театре с 10 по 17 октября. В этом году его тема — «Классика +». Название даёт направление — от безусловной классики до современной её трактовки и современной драматургии. Широка и география фестиваля — на липецкой сцене выступят коллективы из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владимира, Тамбова. В «театральных встречах» примут участие несколько иностранных коллективов — из Германии, Сербии и Белоруссии.
Липецкую область в этом году представят сразу два спектакля — спектакль-лауреат регионального Конкурса-фестиваля профессиональных театров «Сотворившая чудо» драматического театра и премьера хозяина фестиваля — академического театра им. Л. Н. Толстого «Как важно быть Эрнестом». Сербский спектакль «Три сестры» и моноспектакль артиста и режиссёра из Германии Алексея Бориса представят малую форму и европейский театр. Состав экспертов жюри тоже международный — председателем в этом году выступит Нина Мазур (Германия), а членами — Карине Ходикян (Армения), Анджелина Рошка (Республика Молдова), Александр Вислов (Россия) и Ольга Сенаторова (Россия).
— Какие ещё театральные события ожидают липчан?
— 17-18 ноября состоится Театральный фестиваль «Лица друзей», посвящённый памяти известного российского режиссёра и театрального деятеля, народного артиста Владимира Пахомова, который три десятилетия возглавлял театр драмы.
В ноябре 2017 г. будет 10 лет со дня смерти Владимира Михайловича, а в июле 2017 г. великому мастеру исполнилось бы 75 лет. Данный театральный проект должен стать не только «признанием» и «воспоминанием», но и воскрешением лучших идей и традиций липецкого театра. Придерживаясь классического для Липецка формата научно-практических конференций, мы планируем организовать круглый стол, на который в качестве участников, докладчиков и гостей пригласить многолетних друзей театра из числа чеховедов, толстоведов, литературных и театральных деятелей.
Будет смонтирован документальный фильм из архивных видеоматериалов и подготовлены к показу видеозаписи спектаклей — постановок Владимира Пахомова, а также выпущен памятный набор ретро-открыток с архивными фото. Кроме того, в дни фестиваля будет работать выставка, посвящённая Владимиру Михайловичу.
Также в ноябре состоится ещё одна премьера. Известный российский режиссёр Пётр Орлов готовит спектакль по пьесе Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». В 2016 г. на фестивале «Липецкие театральные встречи» спектакль Владимирского театра, режиссёром-постановщиком которого он является, получил Гран-при.
Быть в авангарде
— Вы активно вовлекаете зрителей в театральную жизнь. Говорят, даже специально для них создали сцену. Получается, что каждый сможет ставить на ней пьесы, какие пожелает?
— Мы действительно открыли новую сцену, на которой смогут проявить свой талант все желающие. Это сцена для зрителей, артистов, драматургов и музыкантов. Но это не площадка с кулисами. Наша сцена не имеет границ — она будет работать в виртуальном пространстве. Оставляйте свои заявки в сети с хэштегом #новаясценалипецк — и вас увидят и услышат. А лучшие идеи обязательно воплотят в театре!
— Правильно ли я понимаю, что театр меняет формат общения со зрителем? Но мне всегда казалось, что это некий консервативный организм: что бы ни происходило в мире, он всегда остаётся неизменным…
— Театр внутри — это, безусловно, довольная закрытая система, в которой всё работает по строгим законам порядка: что-то менять или даже ломать в ней нельзя, потому что это не просто традиции, а правила, по которым живёт весь коллектив, и основная его задача — в срок и качественно выпускать спектакли. В то же время театр обязан быть открытым и современным, искать новые способы взаимодействия со зрителем. Ведь изначально театр и возник из коллективного творчества и площадного искусства. Даже классический театр не может игнорировать изменения, происходящие в мире. Люди живут в Интернете, откликаются на перфомансы и всевозможные акции. Поэтому наша цель — не только не отставать от общих тенденций, но и стремиться быть в авангарде культурной жизни региона и России.