Минувшая зима побила рекорды по температурным перепадам. Сильные морозы, чередующиеся с оттепелями, метели – всё это заставило поволноваться энергетиков, но не смогло вывести их из равновесия.
О том, как для региона прошёл осенне-зимний период и какие планы у энергетиков есть на этот год, рассказал и. о. директора филиала «Россети Центр Липецкэнерго» Антон Герасимов.
Как пережили зиму?
– Антон Александрович, липчане уже стали привыкать к «еврозимам», когда к нам вернулись трескучие морозы. А потом вдруг резко пришла оттепель с метелями. Как липецкая энергосистема выдержала такие испытания?
– На моей памяти первый раз такая зима. Мы пять раз работали в режиме повышенной готовности. Но даже в сложных погодных условиях нам удалось снизить количество отключений на 55% по сравнению с прошлым периодом. А среднее время перерывов электроснабжения составило один час десять минут. Это достаточно хороший результат – мы возвращали электроэнергию потребителям меньше чем за два часа – на 30% быстрее, чем ещё пять лет назад. Уже четвёртый год подряд даже на фоне роста числа опасных метеоявлений мы качественно улучшаем показатели надёжности и безопасности электроснабжения. Конечно, нам ещё есть куда совершенствоваться. Поэтому мы постоянно мониторим ситуацию в регионе, находимся в контакте с МЧС, ЕДДС и главами муниципальных районов, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на запросы населения.
– В прошлом году в арсенале энергетиков появились беспилотные летательные аппараты. Как они себя показали?
– Очень хорошо. Их использование экономит ресурсы, сокращает время осмотра объектов электроэнергетики и облегчает поиск повреждений, а также позволяет оперативно реагировать, если проблему во время облёта сразу обнаружили. Мы будем и дальше развивать это направление в рамках концепции «Цифровая трансформация 2030». Что мы ещё сделали для перехода на «цифру» и что планируем сделать? Мы продолжаем внедрять автоматизированные системы учёта электроэнергии (АСУЭ) на энергообъектах. В прошлом году большой объём таких работ был проведён в Грязинском районе. На очереди Задонский и Хлевенский районы, где мы будем также модернизировать оборудование, устанавливать интеллектуальные приборы учёта. Всё это позволит нам более оперативно реагировать на отключения и локализовывать технологические нарушения на сетях. В Задонском и Хлевенском районах проживает более 54 тысяч человек, находится целый ряд крупных агрохолдингов. Повышение надёжности энергоснабжения станет вкладом энергетиков в развитие этих территорий. Также мы планируем развивать и другие направления, в том числе цифровую радиосвязь. До конца 2021 года мы планируем охватить ею Становлянский и Задонский районы. Цифровая радиосвязь хороша тем, что благодаря ей можно не только оперативно связываться с бригадами, но и дистанционно управлять современным оборудованием.
Стоит отметить, что благодаря модернизации оперативно-технологического управления с внедрением высокотехнологичного оборудования нам удалось снизить затраты на оперативное обслуживание на 14% и сократить потери электроэнергии на 12%.
Кто ворует электричество?
– Раз уж мы затронули тему потерь, скажите, как часто приходится сталкиваться со случаями хищения электроэнергии?
– Вопрос для нас очень актуальный. Это же потери не только электроэнергии, но и денежных средств, которые можно было бы направить на производственную программу, в том числе на повышение надёжности и качества энергоснабжения потребителей. В прошлом году мы выявили 1 164 факта хищения электроэнергии. Если перевести это в киловатт-часы, то это порядка 59 млн кВт*ч, если в деньги – 236 млн рублей. Также мы обнаружили 139 фактов бездоговорного потребления электроэнергии в количестве 6 млн кВт*ч на сумму почти 36 млн рублей. Мы подали в правоохранительные органы 1 142 заявления, по результатам рассмотрения которых 118 потребителей были привлечены к административной ответственности. Но всё-таки большинство потребителей добровольно соглашаются оплатить задолженность. Так, например, из 119 выявленных в прошлом году фактов хищения электроэнергии юридическими лицами только 17 оспариваются сейчас в суде, в остальных случаях потребители оплатили или добровольно, или по решению суда. Хочется, чтобы люди, которые занимаются подобными делами, понимали, что они воруют у своих соседей, поскольку превышение нагрузки приводит к перепадам напряжения в сети, от этого выходит из строя бытовая техника, повышается вероятность отключений электроэнергии и возникновения пожаров.
– Как вам удаётся обнаружить возможных нарушителей и выявить факты хищения?
– Мы устанавливаем на сетях интеллектуальные приборы учёта, которые дистанционно передают показания. Это позволяет локализовать источники потерь. Зная конкретный адрес, специальная бригада и группа инспекционного контроля выезжают на место и проверяют участки, где возможны хищения электроэнергии. Обязательно уведомляем о своём визите потребителя. Проверка приборов учёт производится в присутствии собственника или его представителя с видеофиксацией процесса. При необходимости передаём приборы на экспертизу. Затем все материалы направляем гарантирующему поставщику для проверки и выставления счёта потребителю за похищенную электроэнергию. Далее, если потребитель согласен и признаёт свою вину, он его оплачивает, если нет – обращается в суд. Сумма штрафа, выставленного за несанкционированное электропотребление, немалая. Но могу сказать, что цифры берутся не с потолка. Постановлением Правительства РФ № 442 утверждена методика расчёта объёма похищенной энергии и размера штрафов, предъявляемых потребителям. На основании неё всё и рассчитывается.
Чем порадуют клиента?
– Как изменилось взаимодействие с потребителями в период пандемии?
– В условиях ограничений, вводимых по всей стране, мы вынуждены были перейти на дистанционный формат общения с потребителями. В прошлом году к нам поступило более 185 тысяч обращений, что на 173% больше, чем годом ранее. Все они были обработаны, по каждому дан ответ.
Дистанционные сервисы доказали свою эффективность, поэтому мы продолжим их развивать. Специалисты филиала уже приступили к внедрению такого технологического средства взаимодействия с клиентами, как робот-оператор, который будет не позднее чем за сутки информировать потребителей о плановых отключениях электроэнергии.
В целом 2021 год объявлен в компании Годом клиентоориентированности. Мы очень внимательно рассматриваем все обращения, которые к нам поступают, и включаем их в производственную программу.
– А какие дополнительные услуги компания может сегодня предложить липчанам?
– Спектр услуг достаточно широк: это и эксплуатация внутридомовых сетей, и ремонт и техническое обслуживание энергооборудования, и переустройство электросетевых объектов, и размещение телекоммуникационного оборудования. Мы стараемся быть максимально гибкими.
– Если ли планы по модернизации уличного освещения?
– Эта тема нам очень интересна. В прошлом году мы установили и заменили на улицах 54 сельских поселений 1 847 светильников. Мы хотим, чтобы у жителей городов и сёл были равные возможности и доступ к комфортной среде. Готовы и дальше заниматься этой работой, помогать местным администрациям в рамках энергосервисных контрактов и концессионных соглашений приводить в нормативное состояние системы освещения. У нас для этого есть всё необходимое – специализированная техника, материалы, люди.
Ещё в этом году планируем принять участие в создании праздничной иллюминации – каких-нибудь светящихся арт-объектов. Конечно, уличное освещение – это не то, без чего нельзя обойтись, но оно точно делает нашу жизнь лучше, ярче, безопаснее.
Важно
Липецкие энергетики предупреждают: любая электроустановка – объект повышенной опасности. В охранных зонах таких объектов запрещено проводить несогласованные с электросетевой компанией строительные, ремонтные, земляные работы, посадку деревьев, реконструкцию или снос зданий и сооружений. Нельзя прикасаться и даже просто приближаться к провисшим и оборванным проводам ближе чем на восемь метров. Это может быть смертельно опасно.
На правах рекламы