Недетская проблема
Теме преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС была посвящена Межрегиональная научно-практическая конференция, которая прошла 27-28 февраля в институте развития образования (ИРО). О важности мероприятия говорила география участников — в нём приняли участие представители 12 субъектов РФ.
За последние годы в Липецкой области многое сделано, чтобы дети от трёх до семи лет могли посещать детские сады: построены новые дошкольные учреждения, открыты дополнительные группы в уже существующих ДОУ.
«Сейчас перед нами стоит следующая задача — обеспечить местами и ребят ясельного возраста, — сообщила главный консультант управления образования и науки области Дина Муравьева. — В 2018 г. мы приступили к этой работе и к 2021 г. должны её завершить».
Таким образом, скоро все дети будут охвачены дошкольным образованием. В связи с этим проблема преемственности приобретает особую актуальность.
«Мы часто сталкивались с трудностями при переходе детей из начальных классов в среднее звено. Но сегодня назрела необходимость обсудить вопросы, связанные с подготовкой дошкольников к обучению в школе», — сказала ректор ИРО, заслуженный учитель РФ Любовь Черных.
Более подробно эту тему раскрыла завкафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО Любовь Лаврова. Она отметила, что преемственность как проблема стала актуальной в 60-е гг. Обучение в детсаду рассматривалось тогда как подготовка детей к школе. А к будущему первокласснику предъявлялись определённые требования: уметь читать, владеть речью и т. д. Однако последующие исследования доказали, что такой подход негативно сказывается на развитии и здоровье детей. В 2003 г. утверждается важный документ — «Концепция содержания непрерывного образования». Основная его идея — преодолеть разногласия в вопросах преемственности. А фактором, мешающим этому, по мнению авторов Концепции, было отсутствие на тот момент государственных стандартов. Несколько лет назад по всей стране началось внедрение ФГОС. Стандарты вступили в силу, но проблема преемственности не исчезла.
В школу — играючи
Как её решить? Своим опытом поделились коллеги из других регионов. Доцент кафедры дошкольного образования Московской академии социального управлении Светлана Прищепа рассказала о работе экспериментальной площадки.
«Мы отобрали девять пар «детский сад — школа». Каждая из них должна будет разработать свою модель преемственности, — пояснила она. — Те, которые справятся с этим лучше, станут стажировочными площадками для передачи своего опыта другим участникам образовательного процесса».
Завкафедрой дошкольного и начального образования ИРО Ивановской области Елена Кузьмина рассказала о курсах повышения квалификации для воспитателей и учителей начальных классов:
«На них мы рассматриваем особенности физического, психического развития детей, выявляем проблемы, ищем общие точки соприкосновения».
Было чем поделиться и педагогам Липецкой области. Так, заслуженный учитель РФ Галина Мелихова рассказала, как сделать адаптационный период ребёнка в школе более плавным, а занятия — более продуктивными.
«Не будем забывать, что ведущая деятельность у детей в этом возрасте игровая, нужно это использовать», — отметила она.
Педагоги рассказали, как организуют дошколятам экскурсии в школу, проводят с детьми совместные мероприятия. Учителя начальных классов посещают занятия в детсаду, и, наоборот, воспитатели приходят на уроки в школу. Такое тесное взаимодействие приводит к положительным результатам.
Все участники конференции сошлись в одном — преемственность должна выстраиваться снизу вверх, а не сверху вниз. Как точно заметил российский учёный Александр Асмолов, не ребёнок должен готовиться к школе, а школа — к ребёнку. Завершилось мероприятие на торжественной ноте — награждением победителей регионального конкурса «Образовательная деятельность по математическому развитию дошкольников». На следующий день обмен опытом продолжился.