Автолюбители уверяют: вместо техосмотра, необходимого для получения страховки, им продают не имеющие никакой юридической силы бумажки.
Услуга для «своих»?
![](https://aif-s3.aif.ru/images/009/708/947b55a423494e96ae8f652ba3985b3d.jpg)
Раньше без талона технического осмотра доехать можно было разве что до первого поста ДПС. Однако изменения в системе автострахования освободили водителей от обязанности всюду возить с собой заветный документ. Его убрали, оставив карту о прохождении диагностики, номер которой и стали забивать в страховку. Да и функции контроля за проведением ТО возложили на страховщиков. Тут, по словам читателей, и начался настоящий беспредел.
«Диагностическую карту мне предложили приобрести прямо в страховой компании на первом этаже одного из гипермаркетов, – рассказывает автовладелец Геннадий Шилов. – Оформить её обещали за 10 минут, причём машину никто смотреть не собирался. Я же хотел узнать, всё ли с моим авто в порядке, поэтому отказался».
Далеко не все автомобилисты такие сознательные. Желая сэкономить время или опасаясь, что техосмотр выявит недостатки, устранение которых влетит в копеечку, липчане всё чаще приобретают «липовые» диагностические карты.
«Почему в Европе говорят «Спасибо!», если в автомобиле нашли неисправность, а у нас пытаются откупиться, чтобы, не дай Бог, не пришлось ремонтировать автомобиль, на котором возят семью», – возмущается владелица одного из центров технического обслуживания Марина Шукшина.
Негодование владельцев центров вызывает и то, что сегодня, по их словам, во главу угла поставили страховых агентов с их «карманными» операторами, у которых из оборудования только компьютер и принтер. А полностью укомплектованные центры превратились в сараи с дорогим металлоломом.
«Но это ещё полбеды. Нашим клиентам нередко отказывают оформить страховку только потому, что диагностическую карту они приобрели не у их оператора», – продолжает Марина Алексеевна.
Недавно один из таких случаев выявило Липецкое УФАС и через суд привлекло к ответственности ПАО СК «Росгосстрах» и одного ИП за то, что те принуждали проходить техосмотр и диагностику аккумулятора у конкретного предпринимателя.
Цена «недосмотра»
«А многие автомобилисты не проходят осмотр вовсе, – рассказывает слесарь одного из автоцентров Виталий Фетисов. – Страховые компании закрывают глаза на поломки авто, выдают ОСАГО даже владельцам неисправных машин. А если бы люди получали качественные услуги, это бы заметно снизило ДТП и смертность на наших дорогах».
Проблема для города, который в прошлом году занял второе место по числу смертей в результате ДТП в общероссийском рейтинге, составленным специалистами ОНФ, – крайне актуальная. Конечно, причины смертельных аварий могут быть разные, да и после серьёзного ДТП сложно определить, был ли автомобиль исправен. Однако кое–что хранителям дорожной безопасности всё–таки удалось выяснить. По данным ГИБДД, в прошлом году произошло 16 ДТП с участием неисправных автомобилей. Это на 100% больше, чем в 2014–м. В них погибло 4 человека – 300% к уровню 2014–го. И уже за первое полугодие произошло 10 аналогичных аварий – 12 человек получили ранения различной степени тяжести, двое умерли.
«Техосмотр не зря придуман, – считает водитель Василий Аксёнов. – Он необходим для безопасности водителя и пешеходов. Вы представляете, что может произойти на ночной магистрали, если у водителя плохо отрегулированы фары? Он просто не заметит пешехода. Или чем закончится поездка, если у автомобиля откажут тормоза или рулевая система?»
Кому жаловаться?
Но кто скажет, действительно ли водитель проходил техосмотр или только на бумаге? Раньше этим занималась ГИБДД, однако с 2012г. полномочия по контролю за проведением технического осмотра транспортных средств и прицепов с Госавтоинспекции сняли и полностью возложили на коммерческие структуры. Следовательно, ни о каком контроле речи уже быть не может.
В полиции ничего криминального в выдаче страховщиками диагностических карт не видят.
«Мы можем усмотреть состав преступления, только если гражданин, пройдя техосмотр, получил незарегистрированную в базе карту, – сообщила начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Липецкой области Наталья Маслакова. – А таких случаев у нас не было».
Оно и понятно. Если карты продают сами страховщики, они их и регистрируют, и данные вбивают в полисы. Но неужели никого не волнует, как эти карты оформляются, и что при выдаче «документа» исправность авто не играет никакой роли?
«Если нам поступят конкретные данные о противоправных действиях со стороны должностных лиц страховых компаний, мы в соответствии с действующим законодательством организуем проверку», – пояснил начальник УЭБиПК УМВД России по Липецкой области Андрей Джало.
Похожий ответ дали и в прокуратуре.
«По каждому поступившему обращению мы проводим проверку, – сказала старший помощник прокурора области Татьяна Ткачёва. – В обращении необходимо указать, что за организация и когда предлагала подобные услуги, желательно подкрепить обращение аудиозаписью разговора с менеджерами компании».
Только кто пойдёт жаловаться? Неужели сами водители, раскупающие диагностические карты, как горячие пирожки?