Современные мамы сейчас балуют малышей огромным разнообразием детских развивающих игрушек, способных, судя по рекламе, сделать из ребёнка чуть ли не гения. При этом нередко забывают о душевном тепле и родительском внимании.
О модных трендах, о том, как следует развивать детей до года, и что делать, если ребёнок не укладывается в нормы, «АиФ-Липецк» расспросил педиатра высшей категории Юлию Кравцову.
От улыбки до переворота
— Юлия Сергеевна, как должен развиваться малыш до года?
— Развитие ребёнка оценивается по различным критериям. Основные параметры физического развития — это вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Существуют нормативы в сантиметрах с определёнными отклонениями для каждого пола и возрастной группы. При осмотре ребёнка доктор сверяет данные с нормативной таблицей и делает вывод о том, нормально ли идёт физическое развитие. То же касается и психомоторного развития. Одни показатели врач оценивает при осмотре, а другие — путём опроса родителей. Так, например, в месячном возрасте оцениваются такие навыки, как фиксация взгляда и головы в положении лёжа на животе. В два месяца — более уверенное удержание головы, слуховое и зрительное сосредоточение. В три месяца ребёнок реагирует на общение бурной двигательной реакцией, появляется улыбка и хорошо выраженные эмоции. В четыре-пять месяцев доктор смотрит, может ли ребёнок переворачиваться со спины на животик, с живота на спинку. С шести до восьми месяцев появляются навыки сидения и ползания. В восемь-десять месяцев — самостоятельная опора на ножки, умение стоять и переступать у опоры. С года до полутора лет — навыки ходьбы. Плюс во втором полугодии жизни делается акцент на развитие речевых навыков, какие звуки может издавать ребёнок, как он реагирует на членов семьи и чужих.
— Знаю, что существуют разные тесты, определяющие развитие малыша. Например, к определённому возрасту он должен рассматривать свои ладошки. Расскажите об этом подробнее.
— Да, это и есть те навыки, которые должен освоить ребёнок. Например, есть такой интересный этап: в возрасте пяти-семи месяцев малыш сначала берёт игрушку в руки, тянет её в рот, а потом может на неё посмотреть. А после семи месяцев — берёт игрушку, сначала на неё смотрит, а только потом тянет в рот. Это, казалось бы, мелочь, на которую родители могут не обратить внимания. Но это очень принципиальный момент: так у ребёнка идёт развитие интеллекта.
Не сравнивайте с соседским
— С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в нормативные сроки? Что делать родителям в таком случае, куда обращаться?
— Причин тому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для освоения навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребёнок в шесть месяцев должен сесть. Нет, он должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребёнка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли его развитие в нормы.
— В целом, как вы считаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?
— Современные дети имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-за отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого всё делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.
— А помогают ли так называемые развивающие игрушки?
— Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане развития это будут абсолютно равнозначные вещи. Малыш всё повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познаёт мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.
— Что можно ещё сделать полезного для развития из подручных материалов?
— Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребёнку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить её хорошо — получится интересная погремушка. А можно дать малышу переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребёнку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.
Яркие и не громкие
— Какие игрушки всё же хороши для первых месяцев жизни малыша?
— Игрушки для самых маленьких должны быть яркими, чтобы ребёнок мог концентрировать внимание, со звуком не слишком громким, чтобы не испугать. При этом игрушки не должны быть сложными и очень тяжёлыми, чтобы малыш мог их держать и ими манипулировать. У ребёнка в первые месяцы жизни развивается слуховое и зрительное сосредоточение. Он должен что-то слышать, что-то видеть, что-то осязать. Но будет ли это модная игрушка из магазина или мешочек с гречневой крупой, на который бабушка пришила пуговицу, разницы нет. Нельзя сказать, что дети с разными игрушками будут по-разному развиваться. Ребёнку постарше можно давать игрушки, где есть функциональные части с разными кнопочками, ручками, на которые можно нажимать, поворачивать. Для детей от полутора лет хороши мозаики, конструкторы, где можно проявить творческие способности. Все игрушки должны соответствовать возрасту малыша. Всё время бодрствования ребёнок должен быть чем-то занят. Хорошо, если он самостоятельно занимается с каким-то предметом и чувствует себя комфортно. Но если капризничает, родители должны найти альтернативу его времяпрепровождению.
— Родители должны разрешать ребёнку делать самому то, что он может. Например, в возрасте четырёх-пяти месяцев он уже может доползти до игрушки, пусть это делает сам. Если ребёнок постарше может сам стать у диванчика, не нужно его хватать и ставить. Родители должны помогать малышу развиваться, но не делать всё за него. Ребёнку трёх-четырёх месяцев надо помогать переворачиваться, в шесть-семь месяцев — кратковременно присаживать, чтобы он учился садиться. Как только у малыша появляется желание, например, лечь на бочок, можно ему показать этот приём. А как только он становится на четвереньки, можно стимулировать к ползанию. В то же время учить переворачиваться ребёнка в один месяц нет смысла, а сажать в четыре месяца — нельзя. Всё должно соответствовать нормам и темпам развития.
— Какие бы вы ещё дали советы по воспитанию, развитию малыша первого года жизни?
— Основа развития ребёнка первого года жизни — эмоциональная связь с матерью. Поэтому главное — общаться с ребёнком, а не занимать его игрушками. Можно ему читать, петь, а можно просто разговаривать, комментировать ту жизнь, которая происходит вокруг.
Образовательный курс поможет липчанкам совмещать заботу о детях и карьеру
Глава Минздрава Липецкой области уходит на преподавательскую деятельность