Примерное время чтения: 4 минуты
272

Взяты с вторичным. Почему липчане полюбили секонд-хенды?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АИФ-Липецк 17/03/2021
Дмитрий Овчинников / АиФ

Долгое время в России считалось, что секонд-хенд – это магазин для бедных. Однако сейчас всё изменилось: с каждым годом индустрия б/у вещей становится всё популярнее. Только в областном центре Липецкой области почти полтора десятка таких магазинов. И, судя по обилию покупателей, дела у них идут неплохо.

Бедные и модные

Липчанин Николай Силин – человек не бедный, но всю свою сознательную жизнь одевается в секондах. На вопрос, почему, отвечает, что не видит смысла переплачивать.

«В таких покупках один минус – они не новые. Но через две стирки и новые вещи будут секонд-хендом. Получается, что две стирки стоят мне нескольких тысяч рублей», – рассуждает мужчина.

Цены в секондах, действительно, на порядок ниже, чем в обычных магазинах. Скидки порой достигают 90%. На распродажах, например, можно купить юбку рублей за 200, а то и за 30.

«Покупатели приходят разные, – говорит администратор одного из магазинов подержанных вещей Марина. – Пожилые идут за скидками, а молодые – за брендами. Представление о секонде как о месте, где продают одно барахло, постепенно уходит в прошлое, и это радует».

Пересмотреть взгляды на магазины б/у одежды заставила и пандемия. Тому есть причина: по данным Липецкстата, реальные денежные доходы населения за год уменьшились на 5%.

«Вообще тут, наверное, пересеклись и материальные, и идеальные интересы, – говорит доктор социологических наук, профессор ЛГПУ им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского Дмитрий Катаев. – С одной стороны, потребность соответствовать определённому стилю жизни и моде, которые навязывает информационное общество, с другой – усиление принципа предельной полезности, смещение предпочтений покупателей в сторону рационального потребления, а с третьей – ухудшение уровня благосостояния граждан в целом, что фиксируют и ВЦИОМ, и мы в своих исследованиях. Всё это и привело к росту популярности секонд-хендов».

Закон один

Низкая цена подкупает, но отовариваясь в таких магазинах, следует знать некоторые нюансы. Часто в секондах можно встретить таблички, что купленные вещи обмену и возврату не подлежат. Правомерны ли такие объявления? По словам юриста ЛООП «Защита» Владимира Бетенекова, секонд-хенд – такой же магазин, как и любой другой, поэтому на него распространяется закон «О защите прав потребителей». В нём чётко сказано, что вещи надлежащего качества можно вернуть или обменять в течение 14 дней, если покупателю не подошёл цвет, фасон или размер (за исключением категорий товаров, не подлежащих обмену и возврату). Но можно ли считать надлежащего качества вещи, бывшие в употреблении?

«Да, если их потребительские свойства сохранены, – считает юрист. – К сожалению, этот правовой пробел пока не урегулирован. Но в суде все сомнения трактуются в пользу потерпевшего, в данном случае – потребителя».

Сложности могут возникнуть и при возврате товара ненадлежащего качества, если продавец не оговорил недостатки заранее. Придётся доказывать, что дефект появился до, а не после покупки.

«Нужно тщательно проверять то, что планируете взять. Увидели недостатки – настаивайте на том, чтобы продавец указал на них в квитанции или чеке», – советует Владимир Бетенеков.

Если продавец отказывается принять товар, нужно писать письменную претензию в двух экземплярах: один остаётся магазину, второй – у клиента. Ответить на неё должны в течение десяти дней. После чего можно идти в суд. Но, как правило, такие вопросы решаются в досудебном порядке.

Мнение  эксперта

Стилист и дизайнер одежды Наталья Гарро:

«Продавать или отдавать ношеные вещи – это нормальное явление, которое всегда было, есть и будет. Я очень рада, что люди начинают всё больше задумываться о том, какой вред наносит быстрая мода нашей планете, и делают выбор в пользу секонд-хендов. Несомненно, секонды в ближайшие несколько лет будут становиться всё более и более популярными. Там можно найти много интересных вещей, начиная от футболки, заканчивая верхней одеждой. Надо только уметь искать. И, конечно, знать места. Например, мы со стилистом Татьяной Хрущевой воплотили в жизнь такой проект , как ГАРАЖКА. Смысл такой же как у секонд-хендов, но принципиальное отличие в том , что каждый желающий может продать или обменять свои вещи. В будущем мы хотим популяризировать данный формат и сделать его максимально доступным каждому».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах