Состояние Октябрьской переправы волнует, без преувеличения, всех липчан. Это одна из двух главных транспортных артерий, связывающих Правый берег с промышленным Левобережьем.
В 2021 г. эксперты сообщили, что мост в предаварийном состоянии. Но отремонтировать его капитально не смогли: выяснилось, что затерялась проектно-сметная документация.
Ничто не вечно
С 1980-х мостом серьёзно не занимались, лишь несколько раз перекладывали асфальт. Серьёзные опасения его состояние стало вызывать в 2021-м: показалось, что лопнула одна из плит, на мосту даже закрывали движение. Но потом выяснилось: из-за перепада температур треснул лишь асфальт над деформационным швом. Транспорт вновь пустили, но его скорость ограничили: автомобилей – до 30 км в час, трамваев – до 10. Произошедшее стало поводом для экспертизы сооружения, а её результаты заставили задуматься. Эксперты ООО «Липецкницстройпроект» установили предаварийное состояние конструкций и настоятельно рекомендовали провести капремонт.
«Существует такое заблуждение, что мосты могут по 100 лет стоять без ремонта, – объясняет профессор ЛГТУ Борис Бондарев. – Так не бывает. Если не вкладывать средства, они будут постепенно разрушаться, что и произошло с Октябрьским мостом».
Мост «без паспорта»
Капремонт такого серьёзного сооружения стоит огромных денег: только на проектно-сметную документацию нужно 65 миллиона рублей. Глава Липецка Евгения Уваркина заявила, что в 2022 году мост отремонтируют по нацпроекту «БКД». Но не получилось. Выяснилось, что документы на Октябрьский мост в мэрии не могут найти, а без них вести переговоры с правительством страны о финансировании работ невозможно.
Осенью прошлого года работы на Октябрьском мосту всё же начали. Подрядная организация – ООО «Космос» – взялась выполнить пескоструйную очистку повреждённых участков, отремонтировать пролёты и опоры, обустроить новые пешеходные дорожки. Это, конечно, не желанная реконструкция, но возможность снять вопрос аварийности моста и продлить ресурс безопасной его эксплуатации.
Закончить работы должны были к 1 июля 2023 года. Но из-за неожиданно высокого паводка дедлайн перенесли на октябрь. Сейчас, утверждают строители, ремонт идёт по графику.
«Наши специалисты проводят пескоструйную очистку и ремонт опор и пролётных строений, – рассказал начальник участка производственных работ Эдгар Луговских. – Там, где эти работы завершены, приступили к покраске железобетонных конструкций».
На мосту уже восстановлены тротуары. Здесь заменили пешеходные плиты, асфальтобетонное покрытие и бортовые камни по направлению движения в сторону ЛТЗ. К сожалению, не отремонтируют ограждения пешеходных зон: эти работы в контракт не попали.
Шанс на жизнь
Но переживать по поводу изношенных перил не стоит. Недавно выяснилось: утерянные документы на Октябрьский мост всё-таки нашлись. Обнаружить проектировщиков переправы помог как раз профессор Бондарев.
«ПСД на Октябрьский мост делал институт «ПромтрансНИИпроект», московский его филиал до сих пор функционирует, – рассказал Борис Александрович. – Теперь у нас есть данные на все балки, на все конструкции, всё установили. Документация есть, можно заходить в федеральный проект».
Так что на очереди – дополнительное исследование конструкции моста, разработка проекта и сметы ремонта. Затем можно будет выходить на федеральный центр с просьбами о софинансировании по профильному направлению нацпроекта «БКД».
«История длительная, но, слава богу, катится к финишу, – подчеркнул Борис Бондарев. – Скоро найдутся средства, чтобы сделать капитальный ремонт. Сейчас там заканчивают ремонтировать опоры, тротуары уже готовы. Это поддержит мост в работоспособном состоянии до капремонта».