Примерное время чтения: 6 минут
119

Вагончик тронулся. Липецкий трамвай обновят за три года и 14 млрд рублей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Липецк 16/11/2022
Возглавлял парад трамваев легендарный «Лип Липыч».
Возглавлял парад трамваев легендарный «Лип Липыч». пресс-служба администрации Липецкой области

2022-й войдёт в историю липецкого трамвая как судьбоносный. Месяц назад местные власти и инвесторы подписали концессию, результатом которой станет обновление путей и подвижного состава. И это символично произошло в год 75-летия городского электротранспорта.

Первые трамваи с пассажирами поехали по Липецку 11 ноября 1947 года. И эту дату местные власти, конечно, не оставили без внимания. Праздник отметили 11 ноября парадом электротранспорта. Колонна из четырёх составов во главе с самым старым вагоном «Лип Липычем» проехалась по улицам города. Также мэр Липецка Евгения Уваркина наградила лучших работников отрасли дипломами и благодарностями. Мы побывали на торжественном мероприятии и расспросили главу города о дальнейшей судьбе одного из самых экологичных видов транспорта.

Шесть поездок  на каждого

Обновление трамвайного парка запланировано на конец 2023-го – начало 2024 года.

Обновление трамвайного парка запланировано на конец 2023-го – начало 2024 года. Фото: пресс-служба администрации Липецкой области

Первый трамвайный путь состоял из одной колеи, и по одному лишь маршруту – между Спиртзаводом и районом ЛТЗ – курсировали всего два вагона. Для того чтобы составам было где разминуться, на остановках придумали разъезды.

За 75 лет жизни липецкий трамвай прошёл разные этапы и развития, и стагнации. Сейчас в областном центре действуют пять маршрутов. Протяжённость пути — 68,7 километра. Каждый день на линию выходят 27 трамваев, ещё 26 остаются в депо про запас. Самое востребованное направление у липчан – в Левобережье, от улицы Полиграфической до ЛТЗ через новые микрорайоны.

Пассажиропоток в настоящее время, если сравнивать с советским периодом, снизился в четыре раза. Оно и понятно, ведь сейчас появилось множество альтернативного транспорта, да и автобусную сеть города можно считать достаточно развитой. Чиновники признаются, что рассматривали вариант полного отказа от трамвая, ведь модернизация электротранспорта требует колоссальных затрат. Они даже смоделировали ситуацию с переходом на газомоторный транспорт, и оказалось: если город откажется от наземного электротранспорта, время в пути увеличится, что может привести к транспортному коллапсу. К тому же трамвай является одной из визитных карточек Липецка.

В 2021 году липецкие электровагоны перевезли более трёх миллионов человек. Таким образом, каждый липчанин в среднем проехался на трамвае шесть раз. И сейчас местное руководство не намерено повторять ошибок соседних городов, где тоже изношенные и нуждающиеся в ремонте трамвайные пути просто срезали. Так, в Воронеже от трамвая отказались 13 лет назад. Воронежцы до сих пор вспоминают рельсовый транспорт с ностальгией и говорят, что город утратил былую романтику.

По новым рельсам

Средний возраст липецких трамваев – 30 лет. Износ вагонов составляет более 80 процентом, а путей – порядка 70 процентов. В том состоянии, в котором находится электротранспорт, он не представляет привлекательности для пассажиров. Необходимо радикальное решение.

В ближайшие три года по концессионному соглашению с компанией «Мовиста регионы», которое подписали губернатор, мэр и гендиректор подрядной организации, в областном центре обновят подвижной состав и отремонтируют пути. Липецк стал одним из городов-участников пилотного федерального проекта комплексного развития городского наземного электротранспорта. На его реализацию выделят субсидии и привлекут средства концессионера. Всего около 14 миллиардов рублей.

По итогу реконструируют 40,8 километра трамвайных путей, построят ещё 5,2 километра новых, обновят депо и закупят 46 односекционных вагонов. Кроме того, осветят остановочные павильоны, создадут автоматизированную систему дорожного управления, наладят систему информирования пассажиров и видеонаблюдение.

У подрядчика есть опыт воплощения в жизнь подобных проектов: в этом году он запустил первую в России межмуниципальную трамвайную линию между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.

«Прекрасно, когда в 75-летний юбилей мы говорим не только о прошлом липецкого трамвая, но и о его будущем. И это не какое-то абстрактное будущее – оно станет реальностью в ближайшее время. В течение трёх лет должна быть проведена полная модернизация, что позволит создать комфортный, безопасный и экологичный транспорт», – сказала Евгения Уваркина.

Сейчас, как сообщил председатель городского департамента транспорта Евгений Чекрыжов, готовится проектно-сметная документация, ведутся изыскательские работы. В следующем году ожидается подписание прямого соглашения по выделению финансирования между правительством Липецкой области, мэрией Липецка и ВЭБ.РФ. Работы в депо должны начаться зимой, на трамвайных путях – ближе к весне. Сначала приведут в порядок рельсы от Центрального рынка до пересечения улиц Меркулова и Катукова. Затем – на участке от Катукова до площади Металлургов, одновременно начнут прокладывать новую ветку по улице Стаханова. А покупка новых вагонов запланирована на конец 2023-го – начало 2024 года, ведь бессмысленно пускать новые вагоны по старым рельсам.

Это интересно

Фото: пресс-служба администрации Липецкой области

Старенький «Лип Липыч» – трамвай с историей. Вагон типа «МС-4» был изготовлен на Путиловском заводе в 1932 году. До того, как попасть в Липецк, он работал на линиях Ленинграда, в том числе во время блокады города. На нём перевозили грузы. Возможно, это было оборудование для эвакуации, сырьё или топливо для заводов и фабрик. Липецку же город-герой подарил этот вагон в 1987 году к 40-летию трамвая.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах