101

За культурную торговлю. Как липецкие ярмарки меняют свой формат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АИФ-Липецк 25/11/2020

Липецк, следуя мировому тренду, активно развивает ярмарочную культуру. На смену разношёрстным стихийным палаткам приходят стильные домики и павильоны с местами для отдыха посетителей, фудкортами и декоративными элементами.

Зачем нам базар?

Ярмарки на Руси всегда любили – к ним готовились, наряжались, выезжали на них целыми семьями. А всё потому, что исконная русская ярмарка – не просто торжище, а настоящий праздник со скоморохами, шутками и весельем. Ярмарки как часть русской культуры имеют богатую историю и традиции. Конечно, не все они сохранились до наших дней. Но ярмарки по-прежнему пользуются большой популярностью у жителей России, в том числе и Липецкой области.

Они стали альтернативой традиционным рынкам. А их ассортименту позавидует, кажется, любой супермаркет. Чего там только не найдёшь – свежие овощи и фрукты, зелень и ягоды, мёд, рыбу и многое другое. Но особенно радуют глаз цены – как правило, они ниже, чем в магазинах.

Единственное, что пока оставляет желать лучшего, – это внешний вид объектов и площадок. Зачастую торговля идёт с ящиков и прочих наспех сколоченных «прилавков» – а-ля «привет из 90-х», разве что палатки выглядят чуть аккуратнее, а сопутствующий хаос вновь отбрасывает лет на 20-30 назад.

На смену разношёрстным неопрятным палаткам придут стильные деревянные домики.
На смену разношёрстным неопрятным палаткам придут стильные деревянные домики. Фото: Администрация Липецка

Не радует такое соседство и жильцов близлежащих домов.

«Невозможно жить, устроили под окнами базар – весь день крики, шум. Да ещё и продавцы оставляют после себя мусор. Зачем нам такие ярмарки?» – жаловались жители посёлка ЛТЗ, где как раз находилась одна из таких торговых площадок.

И они не единственные недовольные. В городском управлении потребительского рынка говорят, что получали много жалоб от липчан, в том числе на неопрятный вид палаток, шум и мусор. Теперь всё это должно остаться в прошлом.

С 2021 года подход к организации ярмарок изменится. Это связано с принятием постановления «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Липецкой области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках». Новые правила должны вывести уличную торговлю на новый качественный уровень.

В едином стиле

Первые шаги в сторону цивилизованной торговли уже сделаны. Администрация Липецка объявила конкурс на проведение ярмарок, который должен создать равные условия для всех желающих.

«Если раньше работал принцип – кто первый подал заявку, тот и занял место, то теперь участвовать смогут все, – поясняет начальник управления потребительского рынка администрации города Ася Франценюк. – Победителем станет тот, кто наберёт больше всего баллов по комплексу критериев».

Какие же это критерии? Комиссия, например, будет смотреть на внешний вид домиков и палаток, из каких материалов они сделаны, как будет благоустраиваться прилегающая территория, есть ли на ней контейнеры и урны для мусора, туалеты для продавцов и покупателей.

«На ежедневных ярмарках торговые пространства должны быть организованы по типу павильонов с местами отдыха и декоративными элементами. В то же время мы и не отказываемся от палаток совсем, они останутся на трёхдневных ярмарках, но уже будут выполнены в новом современном едином стиле и цветовом решении, – продолжает Ася Николаевна. – Предлагается использовать в отделке домиков и павильонов натуральное дерево, а навесы для палаток и шатров должны быть выполнены из прочного материала светло-бежевого оттенка».

Такой подход, уверены в управлении, улучшит внешний вид ярмарочных пространств и в целом архитектурный облик Липецка, а также создаст более комфортные условия для горожан. Ярмарки станут не просто местом, где можно что-то купить, но и пространством, где приятно находиться всей семьёй.

То, как это будет выглядеть, можно увидеть на примере проекта Заводской площади. По периметру – ряды деревянных домиков, в центре – столики и скамеечки для посетителей – всё это не без дизайнерской изюминки. Красиво, стильно, удобно. По вечерам предусмотрена оригинальная подсветка светодиодными гирляндами.

Что думает бизнес?

Самый главный вопрос: готов ли малый бизнес к таким новшествам? Впрочем, предоставим слово самим предпринимателям.

«Я считаю, необходимость в переменах назрела давно. Город меняется на глазах, и уличная торговля на фоне этих изменений оставалась каким-то непонятным и нелогичным пятном, омрачающим общую визуальную картину, – говорит предприниматель Иван Царёв. – В некоторых случаях её организация доходила до смешного – торговцы даже умудрялись использовать гладильные доски вместо прилавков. А цветовой разброс, разнообразие размеров торговых объектов и их размещение по принципу «как получилось» никак не вписывались в современную концепцию города».

Другой предприниматель – Юрий Башкатов – считает, что новые правила организации ярмарок ещё и помогут отчасти решить давнюю проблему с несанкционированной торговлей. Ведь одно из условий конкурса – предоставление бесплатных мест «бабушкам и огородникам», которые хотят реализовать выращенную на своём участке продукцию.

«Как коренной житель и как предприниматель я прекрасно понимаю, что ярмарки, которые проходят на территории города, давно пора привести к единому знаменателю. Они должны не «царапать», а радовать глаз», – говорит Юрий Башкатов.

Идея, может быть, и хорошая, но кто за всё это заплатит? Не лягут ли расходы по обустройству ярмарок новым бременем на плечи предпринимателей?

«Конечно, расходы неизбежны. Но на то он и бизнес, чтобы его улучшать, в него нужно постоянно вкладываться, – считает Иван Царёв. – Что же касается непосредственных участников ярмарки – производителей и торговцев, то я не думаю, что им будет сложнее в плане дополнительных финансовых обременений, основные затраты понесут всё-таки организаторы ярмарок».

«Любое начинание финансово затратно, – добавляет Юрий Башкатов. – Но если ничего не делать, то и никакого развития не будет. А любой город должен развиваться».

Справка

В 2021 г. в Липецке будут работать 15 ярмарок четырёх видов: сезонные (ул. Гагарина, 103а, ул. Космонавтов, 100, ул. Шуминского, 1а, пл. Победы, 5), еженедельные (пр. 60-летия СССР, 34, ул. Коммунистическая, 20, ул. Космонавтов, 28, ул. Энергостроителей, 7а, ул. Писарева, 12а), торговые ряды с ежедневным графиком (ул. Меркулова, 14, ул. Московская, 103, ул. Вермишева, 2, пр. 60-летия СССР, 20б, ул. Ушинского,20) и большие ежедневные ярмарки (пл. Заводская, 1). Четыре специализированные ярмарки по продаже живых цветов будут проходить с 6 по 8 марта. Кроме того, в преддверии Международного женского дня цветы будут продавать на всех городских ярмарках.

Кстати

Заявки на участие в конкурсе принимают до конца ноября. 2 декабря подведут итоги. Заключить договоры с предпринимателями планируют в середине декабря. Договоры по каждому виду ярмарок будут заключать на разные сроки. Так, по сезонным цветочным – на три дня, по еженедельным – на год, по торговым рядам – на три года и по большим ярмаркам – на пять лет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах