Когда над деревней Чанлоу, город Лунгу, уезд Цзюйе, провинция Шаньдун, Китай, занялся рассвет, 74-летний Чан Цзоци уже начал готовить янтарный сироп.
По мере того, как в воздухе разливается сладкий аромат карамели, перед посетителями сельского рынка разыгрывается настоящее представление о 38-летнем хранителе культуры – этом маститом художнике, который полжизни остаётся верен своему делу. Используя сахар в качестве чернил, он пишет историю своего времени, тем самым запечатлевая сладковатый ген мальтозы в коллективной памяти о нематериальном культурном наследии Жюйе.
В лавке Чан Цзоци можно увидеть и великого мудреца Ци Тяня, который ступал по облакам в «Путешествии на Запад», и животных – покровителей знаков зодиака, и более 100 видов различных сахарных фигур. Бамбуковые шпажки в руках мастера легко вращаются, а сахар тонкий, как золотистый шёлк, на глазах у восхищённой публики в одно мгновение застывает, превращаясь в гарцующего пони или расправляющую крылья птицу феникс. Точными движениями Чан Цзоци вдыхает жизнь в кусочек горячей сладкой массы. Он использует технику выдувания и вытягивания сиропа, придавая ему форму руками и ножницами.
«Сахарный человек в течение девяти дней должен выдержать жаркое солнце и северный ветер», – говорит старый Чан и гладит медную ложечку для сахара, доставшуюся ему в наследство от предков. В его деревянной витрине произведения сахарного искусства разных эпох: знаки зодиака 1980-х годов передают местный деревенский колорит, новые мультяшные герои, появившиеся на рубеже тысячелетий, задают ритм времени, а сегодняшний фигуры, интегрированные в современную эстетику, поражают своей актуальностью.
Карамельная живопись – древнее китайское ремесло, которое выдержало испытание временем. Оно не просто остаётся востребованным в наши дни, но и превращает воспоминания о жизни уезда Цзюйе в сахарный аромат, передаваемый из поколения в поколение.