Примерное время чтения: 4 минуты
124

Туристы – на завод! Для чего на Орловщине развивают промтуризм?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Орёл 06/03/2024

Орловская область стала одним из пяти финалистов Всероссийской премии Russian Travel Awards в номинации «Регион промышленного туризма». Местные власти возлагают на это направление большие на­дежды. Но поможет ли развитие промтуризма привлечь на заводы рабочие кадры? Попробуем разобраться.

Куда податься?

Развивать промышленный туризм в Орловской области начали с 2022 года. Открывая свои двери посетителям, предприятия преследовали долго­срочные цели. Это и привлечение профессиональных кадров, и профориентация школьников и студентов, и продвижение местных брендов за пределами региона. А также поиск новых партнёров и формирование положительного имиджа.

Первыми туристические тропы в регионе проложили семь орловских компаний: «Злынский конезавод», «Орловский сталепрокатный завод», «Кабельный завод «ЭКС­ПЕРТ-КАБЕЛЬ», «НПО Аврора», «Керама Марацци», «Империал» и «Болховский завод полупроводниковых приборов».

«Посещение действующих предприятий производит неизгладимое впечатление, особенно на студентов технических специальностей. Ведь это возможность погрузиться в профессию и своими глазами увидеть самые разные технологии и производственные процессы. Например, на предприятии «Керама Марацци» можно посмотреть, как изготавливают плитку, на фабрике «Империал» – как делают мебель, а на кабельном заводе – как работают с металлом. Такое запоминается надолго», – говорит экскурсовод Иван Денисов.

В 2023 году, по данным регионального департамента культуры, орловские предприятия с туристическими целями посетили 5800 человек. Интерес­но, что больше всего туристов – 3816 человек – побывало на Злынском конезаводе.

В 2024 году их количество может существенно увеличиться. На участие в программе по развитию промтуризма «Открытая промышленность» подали заявки ещё 22 компании. В ближайшее время доступными для туристов могут стать «Текстильщик», «Орландо», «Орловская трикотажная фабрика», «Три Точки Мануфактуринг», «ОрёлМеталлПолимер», «Северсталь Стальные Решения» и «ГМС Ливгидромаш».

А кадры где?

Надо отметить, что привлечение кадров в регион остаётся действительно острой проблемой. По данным аналитиков HeadHunter, в среднем в Орловской области на одну вакансию сегодня приходится 2,7 резюме при норме семь и выше. Не хватает прежде всего рабочих рук, а токари так и вообще вышли в печальные лидеры – здесь количество вакансий превышает количество кандидатов. Но поможет ли промышленный туризм утолить кадровый голод?

«Привлечь новых работников на завод благодаря экскурсиям нам пока не удалось. Дело в том, что работа с животными имеет свою специфику, которая подходит не всем. Однако туристическая деятельность приносит конезаводу некий доход. Есть и другие важные цели, которые мы реализуем через экскурсии: расширение знаний об исторических местах области, развитие внутреннего туризма, популяризация конного спорта», – рассказала заместитель генерального директора Злынского конезавода Татьяна Остапенко.

Впрочем, возможно, экскурсии будут иметь отложенный эффект, ведь львиная доля туристов – это школьники и студенты.

«По статистике от регионов – участников проекта, до 50% школьников средних классов, посетивших предприятие, при анкетировании говорят, что на экскурсии им было интересно, и они готовы думать над тем, чтобы работать в промышленности, – пояснила руководитель программы по развитию промышленного туризма АСИ Ольга Шандуренко. – Почти треть студентов после программ коротких стажировок смотрят на предприятие как на потенциальное место работы. Да, это только заявление о намерении, и превратится ли желание в реальное трудоустройство, когда ребята окончат институт или вырастут, это вопрос. Но основа хорошего отношения к возможной профессии закладывается сейчас. Многие регионы, разрабатывающие стратегию развития промтуризма, планируют с её помощью к 2030 году закрыть свыше 50% потребности в кадрах».

Комментарий

Президент торгово-промышленной палаты Орловской области Светлана Ковалева:

«Привлекательность региона – сумма многих составляющих, среди них промышленный туризм в ближайшей перспективе займёт одно из ключевых мест. Он нужен и региону для формирования локальных брендов и развития туриндустрии, и предприятиям – для продвижения положительного имиджа, привлечения инвестиций и проф­ориентационной работы со школьниками и студентами».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах