XXI Курская Коренская ярмарка прошла при беспрецедентных мерах безопасности.
Как и положено, меры эти были незаметны для абсолютного большинства посетителей и участников события, но они были приняты. И если в прошлом году ярмарка проходила в условиях пандемии, то есть в масках, то сейчас угрозы иного рода вынуждают применять другие способы защиты одного из самых массовых региональных мероприятий.
Последние события также не могли не сказаться на географии и количестве гостей ярмарки, однако никакого влияния на деловую активность и насыщенную программу они не оказали: обстановка была деловой и спокойной. За три дня Курскую Коренскую посетили около 30 тысяч жителей региона, гости из 28 субъектов России и дружественных стран. Самая большая делегация прибыла из Белоруссии.
Инвестиционный бум
Одним из главных деловых событий ярмарки стал Всероссийский форум по промышленному туризму – уже традиционный для Курской Коренской.
«Для нас большая честь во второй раз принимать Всероссийский промышленный форум, – отметил, открывая работу форума, губернатор Роман Старовойт. – Внутренний туризм принимает сейчас особое значение. Хорошо, что мы задумались об этом заранее. В настоящее время в регионе создаётся инфраструктура, необходимая для приёма туристов. Мне приятно видеть, как и крупные, и небольшие предприятия включились в процесс. Для нас это точка роста».
Туристов уже принимают шесть предприятий, у которых собственная богатая история, уникальная продукция, востребованные технологии, огромные масштабы производства с потрясающими видами. Одно из них – Михайловский ГОК им. А. В. Варичева – в этом году заняло второе место премии «Маршрут построен». Предприятие в числе первых в полном объёме разработало экскурсионный маршрут промышленного туризма. По нему прошло уже около 800 гостей. Не менее популярны экскурсии на Курскую АЭС. В этом году её посетили почти пять тысяч человек. И если год назад промышленный туризм обсуждался на форуме как перспектива, то теперь – как итог работы многих людей и организаций, с новыми, более амбициозными задачами.
Традиционно промтуризм считается способом продвижения товаров и услуг разных производителей, однако сейчас во время экскурсий поднимаются темы профессиональной подготовки, привлечения молодёжи с вполне конкретной целью – трудоустройства на предприятии. В этом смысле гиганта курской индустрии уже догоняет и малый бизнес, организуя туристические маршруты по своим цехам, промплощадкам и офисам.
А ещё, несмотря ни на какие ограничения, Курская область переживает инвестиционный бум. Плюс 31 процент роста к 2021 году – это очень существенно. Предприятиям не хватает трудовых ресурсов, и идёт борьба за людей, в том числе на маршрутах промтуризма.
Вообще, деловая программа ярмарки была чрезвычайно разнообразна: III Курский медиафорум, стратегическая сессия «Культурный потенциал устойчивого развития Курской области», «День инвестора», на котором обсудили действующие меры государственной поддержки предприятий, реализующих инвестпроекты на территории региона, и их применение.
«В режиме реального времени мы работаем одной большой командой, – поделился Роман Старовойт. – Сегодня основная задача – сделать так, чтобы предприятия Курской области заняли освободившиеся ниши глобальных компаний и сетей, которые ушли с российского рынка, сделать так, чтобы ваши предприятия сохранили долю рынка, нарастили её, сохранили рабочие места, чтобы штат не сокращался, а средняя заработная плата индексировалась в соответствии с реалиями нынешнего времени».
По убеждению руководства региона, основная задача и смысл ярмарки – в деловой активности и возможности быстрого обсуждения и принятия решений прямо на месте. Так, во время осмотра сельхозтехники сформировалось решение о производстве на базе курского предприятия гусениц для белорусских тракторов. Был подписан контракт на открытие дилерского центра одного из производителей сельхозтехники. Ранее наши аграрии пользовались этой техникой – более 400 комбайнов, а обслуживание приходилось проводить в Воронеже.
Договорились о приобретении девяти единиц коммунальной техники – тракторов большого размера для уборки улиц. И это только малая часть конкретных сделок из огромного пакета соглашений.
На официальном уровне
Обширной была и международная программа Курской Коренской ярмарки. Кроме представителей Республики Беларусь, присутствовали делегации Танзании, Сербии, Доминиканской республики, Шри-Ланки, города-побратима Курска – сербского Ниша. Открыл свой павильон и Первомайский район ДНР.
«Принципы руководства нашей страны – это взаимоуважение, партнёрство и дружба, – подчеркнул глава региона, принимая глав делегаций. – Мне очень приятно, что нашу ярмарку посетили уважаемые послы дружественных нам стран, представители Республики Беларусь. Я верю, что эти дни в Курской области проходят с пользой для вас, и вы находите новых партнёров и новые возможности».
Одним из первых подписанных документов стало соглашение между администрацией Курской области и НКО социальных образовательных инициатив «Вместе сделаем больше» на предоставление грантов в 2022 году. Соглашение с «РусБИТех-Астра» поможет в реализации проектов по импортозамещению в области информационных технологий. Был также подписан меморандум о взаимопонимании между региональным комитетом цифрового развития и Институтом прикладных программных систем Республики Беларусь. Документ поспособствует цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
«Хочу выразить уверенность, что на этом мероприятии мы вместе с вами получили шикарную возможность увидеть то, чем занимаются другие, узнать то новое, что мы до сих пор не знали, – сказал министр связи и информатизации Республики Беларусь Константин Шульган. – Эта взаимная работа послужит действенным основанием для того, чтобы сделать шаг к развитию наших взаимоотношений в жёстких международных условиях. Но жёсткие условия – это всегда возможность того, чтобы посмотреть друг на друга. Нам сама судьба напоминает, что ближе и родней россиян у нас нет никого».
Всего на ярмарке было заключено 12 соглашений, большинство из которых направлены на развитие высоких технологий с перспективами на годы вперёд.
Культурный код
«Есть у нас в деревне Тимоня, недотрога парень-тихоня» – всемирно известные строчки наигрыша, песни, частушки, танца, хоровода, точнее, карогода, который водили по три дня кряду. Долго и много можно рассуждать о том, что такое «Тимоня». Для курян – это культурный код, который здесь, на ярмарке, вылился в музыкальный фестиваль.
«Коренская ярмарка – это наследие курской земли, наследие России, – обратился Роман Старовойт к участникам и зрителям фестиваля. – И, конечно, наш карогод «Тимоня» является неотъемлемой частью культуры Курской области. Наш «Тимоня-фест» становится уже традиционным фестивалем. Сегодня второй раз мы собираемся таким большим составом отметить этот праздник. Благодарю руководителей коллективов, потому что это большая заслуга – нести историю нашей родины сквозь поколения, передавать её от старших к младшим. Желаю вам всего самого доброго, крепкого здоровья и отличного настроения!»
Завели карогод суджанцы, подхватили все – и артисты, и зрители. Танцевали в старинных, как сейчас принято говорить, аутентичных костюмах. Под конец карогода вышел в круг и сам Тимоня – в виде огромной куклы.
Выступали на сцене многие творческие коллективы – молодые местные и великие «Песняры», настоящий триумф произвело дефиле в старинных народных костюмах, тщательно собираемых и сохраняемых курянкой Екатериной Черноок. Повезло и с погодой, ярмарка получилась тёплой и солнечной – как и подобает визитной карточке Курской области. А ещё насыщенной, практичной и яркой.