Миф о повальном русском пьянстве прочно укоренился в нашем сознании. Принято считать, что русский народ пил всегда и пил много. Пристрастие к алкоголю, особенно крепкому, стало чуть ли не нашей национальной чертой. Но есть исторические факты, которые свидетельствуют об обратном.
Вино курили в котлах
В XVII веке весь алкогольный рынок был сосредоточен в руках государства, существовала так называемая винная монополия. Никто не имел права курить вино без разрешения. Только для дворян делалось исключение – им разрешали в зависимости от ранга производить разное количество алкоголя для «собственного обихода», но не для торговли. При всём при этом само государство винокурением не занималось, оно продавало на публичных торгах право на производство спиртного помещикам. Те, получив таким образом подряд, курили вино (вином тогда назывался продукт первой перегонки - до 35%) и поставляли его в «государевы кабаки» в 40-50-ведровых бочках. С одного поместья шло до тысячи бочек.
«Весь процесс строго контролировался. Чтобы курить вино, нужно было купить заклеймённый котёл, в стоимость которого входила пошлина за винокурение, - рассказывает краевед, председатель Липецкого областного краеведческого общества Александр Клоков. – Главное, что объём котла не позволял выкурить больше допустимого. А проверяющие тщательно следили за тем, чтобы никто в незаклёйменных котлах вина не курил».
Были даже курьёзные случаи. Как-то в XVIII веке в Черкасскую войсковую слободу под Ельцом приехали проверяющие и нашли у одного из виноделов незаклеймённый котел и несколько бочек вина. Того ждало серьёзное наказание. Но тут набежали соседи, всё у проверяющих отобрали, а их самих прогнали. Когда же те вернулись с воинской командой, винодел притворился, что впервые их видит, а соседи это подтвердили. А котлов и вина уже и след простыл.
Винокуренных заводов в стране было много. Даже предок поэта Александра Пушкина – Алексей Фёдорович – курил вино и сколотил, надо сказать, на этом неплохое состояние.
Помимо виноделов и кабатчиков были в Российской империи откупщики, которые за определённую денежную сумму - винный откуп - покупали у государства право торговать вином. А затем продавали спиртное оптом и на розлив.
Испокон веков винокурение было выгодным занятием, а ещё – неплохим источником пополнения государственного бюджета. Поэтому власть вполне устраивала алкоголизация населения. Так продолжалось вплоть до XIX века - народ покорно пил и наполнял казну.
Общества трезвости
Первой вызов пьянству бросила православная церковь. Она запретила строить кабаки рядом с храмами и вела активную антиалкогольную пропаганду на страницах «Епархиальных ведомостей». А позднее стала инициатором создания в Российской империи обществ трезвости. Эта инициатива нашла поддержку у крестьян. В конце концов людей не устраивало, что односельчане спиваются, их семьи разоряются - ведь некоторые пропивались, как говорится, «до креста». Общества трезвости возникали во многих деревнях и сёлах. На сельских сходах крестьяне принимали решение закрывать кабаки. Борьба с алкоголизацией населения набирала обороты.
«Некоторые такие общества получили широкую известность. Как, например, Аргамаченское общество трезвости в Ельце. Его основал местный священник – отец Николай Брянцев», - рассказывает краевед.
Как писала в то время газета «Орловские епархиальные ведомости»,«чтобы практически поддержать борьбу за трезвость, была открыта общественная чайная в помещении церковно-приходской школы. Вечером на парты клали доски, и члены общества приходили пить чай, платя по четыре копейки (символическую сумму – Ред.). К началу чаепития приходил отец Николай Брянцев почитать и поговорить, иногда присутствовал хор церковных певчих».
В чайной можно было полистать газеты и журналы. Там была хорошая библиотека с книгами определённой тематики. Каждый мог прийти отдохнуть, выпить чашечку чая, почитать полезную литературу. Итого, только за один год чайную посетило 21539 человек, как свидетельствуют очевидцы, туда приходили целыми семьями со всех концов города. Общество ставило спектакли, устраивало концерты, открыло приют с бесплатными обедами, мастерские, где обучали ремёслам.
Ещё одним инициатором создания общества трезвости был писатель Лев Толстой. Он организовал объединение под названием «Согласие против пьянства». В нём состояло порядка 700 человек.
К 1912 году в Российской империи существовало более 1800 различных обществ трезвости, их членами были свыше полумиллиона человек.
Водка или кнут?
Но не всё складывалось гладко. Главными противниками обществ трезвости были откупщики, которые от их трезвеннической деятельности несли большие убытки. Поэтому они придумали изощрённый способ заставить население пить.
Историк и публицист Владимир Вардугинв книге «Ты меня уважаешь?» пишет: «В те годы в нашей стране существовала практика: каждый мужчина приписывался к определённому кабаку, а если он не выпивал своей «нормы» и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали с дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить за невыпитую водку, секли кнутом в назидание другим. Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро водки вместо трех рублей стали продавать по 10 рублей».
Крестьянам такое положение вещей надоело, и они стали массово отказываться от спиртного. Поняв, что перегнули палку, откупщики снизили цену на алкоголь. Не помогло. Например, в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1957 года 4752 человека дали зарок вести трезвый образ жизни. Тогда виноделы, откупщики и владельцы кабаков пожаловались правительству. То, конечно же, их поддержало.
«В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения: суть их сводилась к запрету... трезвости! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости», - продолжает историк.
Население взбунтовалось. Начавшаяся в мае 1859 года на западе страны, волна погромов в июне докатилась до берегов Волги. Есть сведения, что за время антиалкогольных восстаний 1858-1860 годов было разрушено свыше 260 питейных заведений.
Расправа с непокорными была жестокой. Около 11 тысяч человек из трезвеннических движений посадили в тюрьму и отправили на каторгу, многих расстреляли. Однако происходящее в стране заставило правительство крепко задуматься. В конце концов оно отменило откупную систему продажи спиртного, вместо неё ввело акциз. А общества трезвости продолжили борьбу с пьянством. Они просуществовали вплоть до 1920-х годов.