Скучать не придётся — предприятия Черноземья раскрывают свои двери для приёма туристов, и теперь каждый желающий может увидеть, как из маленькой чёрной крошки рождается поливочный шланг, из огромного листа железа получается сушилка зерна, из только что обжаренных на специальной установке зёрен варится кофе, и многое-многое другое.
Подробнее об удивительных новаторских экскурсиях и развитии промтуризма — в нашем материале.
Со столетней историей
Промышленная экскурсия — это не просто посещение завода, а наблюдение за полным циклом производства знакомых всем изделий. Это также образовательный ресурс для студентов и школьников старших классов, имиджевый инструмент для предприятий, способ привлечения кадров и новый формат турпродукта для туроператов.
В результате туристы должны уйти с огромным эмоциональным откликом, полными знаниями о продукции и готовностью вернуться за хорошим настроением.
Старт развитию промышленного туризма в стране был дан всего несколько лет назад. В 2023 году в пилотный федеральный проект вошла Особая экономическая зона «Липецк» и сразу же удостоились звания победителя как лучшая площадка в стране с объектами туризма.
Как рассказала на недавнем XV промышленном форуме ведущий специалист по развитию промтуризма ОЭЗ «Липецк» Ирина Зелененко, в регионе разработали пять туристических маршрутов, которые включают обзорные экскурсии по индустриальным площадкам, погружение в тематику конкретных производств, знакомство с уникальной инфраструктурой, мастер-классы и индивидуальные программы.
«Предлагаем увидеть не просто технологический процесс, а разную корпоративную культуру, — поясняет Ирина Зелененко. — У нас десять из 35 предприятий с более чем столетней историей. Самой старинной компании, благодаря которой мы имеем каждую вторую ложку сахара в стране, исполнилось 169 лет! Есть предприятия со 140-летней историей — каждая вторая шина содержит её металлофорт. На нашей площадке также располагается завод-монополист, который сегодня занимает 85 % доли рынка в стране по изготовлению картофеля-фри. На участке, где картофель готовится к порезке, его разгоняют до 120 км в час. Это интересно увидеть своими глазами!»
«Что люди ждут от сферы промтуризма? — Смысла и эмоций, — продолжает специалист. — Смысл рождается в истории наших сотрудников — у нас есть великолепные личные примеры, когда кто-то за шесть, а кто-то за восемь лет проделывал карьерный путь от оператора станка до директора производства. С этими людьми общаемся в ходе визита на завод. Директор одного из наших заводов возглавляет также сеть предприятий мирового гиганта. Один из работников в 2019 году стал чемпионом мира по сварке — ещё один пример для вдохновения. И этим мы тоже готовы делиться на наших экскурсиях».
От зефира до болтов
В рейтинге лидеров оказалась также Орловская область: на недавней выставке-форуме «Иннопром» она вошла в топ-5 регионов по развитию промтуризма. Здесь предлагают посетить Орловский сталепрокатный завод и узнать, например, какие болты не дают развалиться крупнейшим стадионам страны, и как можно отличить хороший болт от плохого. Другие орловские предприятия готовы рассказать и показать, как делается кафельная плитка, мебель, или как на кабельном заводе работают с металлом.
В Тамбовской области ждут туристов на химическом заводе и кондитерской фабрике. На первом предприятии обещают показать все этапы производства — доставку химических веществ в огромных цистернах, проверку сырья в лаборатории качества, испытание образцов готовой продукции перед отправкой её покупателям. На «сладкой» экскурсии продемонстрируют весь цикл производства зефира, да ещё и с несколькими дегустациями.
В лидеры по промышленному туризму выходила и Белгородская область. Здесь для экскурсий открыты завод мороженого, кондитерская фабрика, пекарни, сыроварни, сахарный завод, керамическая фабрика, типография, Лебединский ГОК в Губкине и электрометаллургический комбинат в Старом Осколе.
В Курской области промышленный туризм представлен на шести пилотных предприятиях, в том числе на атомной станции, электроаппаратном заводе, производстве домашнего текстиля, пивоваренной компании.
Аниматоры в пивоварне
В Воронежской области насчитывается 240 крупных организаций, но, по данным экспертов, лишь 5 % предприятий принимают туристов. Например, предлагают посетить промзоны по производству сэндвич-панелей и изделий из пластика и металла. Один из успешных экскурсионных проектов — пивоварня «Таркос». За пять лет на ней побывало более 65 тыс. человек.
«Экскурсии помогают уничтожить всю мифологему о том, что пиво, скажем, делают из порошка, а пивоварня — это на самом деле химический завод. Тем самым повышается лояльность к бренду, — считает руководитель проекта Алена Полесская. — В будни у нас проходит по пять экскурсий, и по восемь — в выходные. Создавая материально-техническую базу, мы изначально продумывали то, что к нам будут ходить туристы. Прорабатывали маршрут и точки касания — где пойдут гости, что можно будет потрогать и понюхать, чтобы это не мешало производству и было безопасно. Сначала пробовали на должность гидов наших технологов, но поняли, что гостям это не так интересно. Из штата нашли энтузиастов и обучили ведению мероприятий и сейчас они — живые аниматоры, которые свободно ведут экскурсии, шутят, делают отсылки к истории. Кстати, экскурсии с профессиональными целями в 95 % заканчиваются подписанием договоров о поставках».
«О-го-го, какое меню!»
Руководитель отдела Проектного офиса по туризму ЦФО Данил Навоев:
«Считаю, что Белгородская область — лидер по промышленному туризму в Черноземье. В 2023 году, несмотря на тяжелую обстановку из-за специальной военной операции, там открылось 10 предприятий для туристов. В 2025 году — ещё пять. Например, у них сложился интересный кейс для предприятий со своими столовыми „О-го-го, какое меню! Обед металлурга“. Во время обеда можно узнать много интересного о металлургии или другой сфере.
В Воронежской области промышленный туризм лидирует в пищевом плане. Например, с нынешнего года туристов на экскурсии стал приглашать один из крупнейших в России заводов по обжарке кофе. В Курской области есть маршрут „Соловьи и железо“, где объединяется металлургия и агропром. Гости посещают добычу промышленной руды и яблоневые сады, пробуют соки, смотрят на огромные карьеры, где добывают руду. Липецкая область сделала шаг вперёд и представила комбо-продукты для детей. Они посещают предприятия, тематические музеи и образовательные экскурсии.
Так что в каких-то регионах есть рывки для развития промышленного туризма, а кто-то перешёл к системным достижениям. В условиях кадрового голода промышленный туризм — однозначно путь для привлечения талантливых и перспективных сотрудников».
Арабские деньги в реке Оке. Дайверы нашли путь из Чёрного моря в Каспийское
Сюда захочется вернуться. Туристический сезон стартовал на Тамбовщине
С гостя по сотке. Как новый налог скажется на приезжающих в Липецк туристах
Нету туристо. Почему на Орловщину не пытаются заманить гостей?