Примерное время чтения: 9 минут
163

Эпоха в открытках. Тамбовский краевед годами собирает поздравления

Татьяна Рязанова / Из личного архива

Сегодня бумажная открытка уже становится такой же изысканной редкостью, как, например, свечи на праздничном столе, патефон с трубой или медный самовар. А до наступления эры интернета она была одним из самых привычных, ярких и душевных символов нашего быта. И не беда, что доходила такая «старинная СМС-ка» только через несколько дней после отправления! Главное, что писались эти послания вручную, с искренним, а не дежурным уважением к получателю, а сами открытки, порой, представляли собой настоящие произведения искусства.

Новогодних поздравительных открыток второй половины ХХ века в коллекции Татьяны многие десятки.

Новогодних поздравительных открыток второй половины ХХ века в коллекции Татьяны многие десятки. Фото: АиФ/ Альберт Зверев

О своей коллекции и истории советских открыток рассказывает тамбовский краевед Татьяна Рязанова:

«Новогодних поздравительных открыток второй половины ХХ века в моей коллекции многие десятки. Все они адресованы нашей семье – мне, моим родителям и бабушке. В советское время открытки стоили от трёх до шести копеек и были для простых людей более чем доступны, а сегодня многие редкие экземпляры могут стоить на аукционах тысячи рублей, – отмечает коллекционер. – Но, в первую очередь, они, конечно, представляют художественную и историческую ценность. Ведь по ним вполне можно проследить и изучить прошлое нашей страны, её главные события, культуру, идеологию».

Рождество и Новый год

Первые рождественские открытки появились в Европе в конце ХVIII века. В Россию этот вид почтовой связи пришёл с заметным опозданием – только в 1897 году. Но, появившись, занял вполне почётное место в отечественной культуре и искусстве. Над сюжетами рождественских открыток работали самые выдающиеся художники – Виктор Васнецов, Илья Репин, Константин Маковский, Александр Бенуа.

Фото: Из личного архива/ Татьяна Рязанова

Выпускались дореволюционные открытки в хорошем полиграфическом исполнении, с применением тиснения, позолоты и серебрения, и – небольшими тиражами. Стоили дорого и, потому хранились в семейных альбомах долгие годы. Считалось, что эти небольшие картонные шедевры приносят в дом счастье и выполняют все добрые пожелания адресатам.

После революции Рождество уже не отмечалось как официальный праздник, да и по сути было под запретом. Соответственно, исчезли и сюжеты на эту тему. Новые большевистские открытки, которыми граждане советской страны должны были в основном поздравлять друг друга с очередной годовщиной Октябрьской революции, популярностью в народе совсем не пользовались.

«Да и печаталось их так мало, что сегодня даже у «продвинутых» коллекционеров сложно найти раритеты, выпущенные до «реабилитации» новогоднего праздника», – отмечает коллекционер.

Традиция дарить новогодние открытки возобновилась только ближе к 1940-м годам. Но, хотя многие граждане страны Советов и продолжали в узком кругу отмечать Рождество, на них перестали изображать христианские мотивы. Почтовая карточка стала способом пропаганды.

Дед Мороз – с автоматом на танке?

Как рассказывает Татьяна Рязанова, широкое распространение советские новогодние открытки получили в 1941 году. Это был самый простой способ связи тыла и фронта. К тому же, открытка легко подвергалась цензуре – её не нужно было вскрывать, а потом снова заклеивать.

Выпускались открытки с надписями «Новогодний привет защитникам Родины!» или «С Новым годом! К новым победам!». В тыл приходили послания «Новогодний привет с фронта!».

«Практически все открытки военного времени посвящены борьбе с фашизмом. Среди сюжетов было много карикатур. Любопытны также «героические» изображения советского Деда Мороза с автоматом, или на танке. Главный смысл открыток тех лет – поддержать своего родного бойца, напомнить, что дома его любят и ждут», – говорит Татьяна Рязанова.

«Кремлёвские» зайцы

Фото: Из личного архива/ Татьяна Рязанова

Мирные сюжеты появились на открытках только во время хрущёвской «оттепели». Это изображения уже обычного и привычного «штатского» Деда Мороза, Снегурочки, снеговиков, нарядных ёлочек, весёлых зайчиков и других забавных персонажей на фоне кремлёвского пейзажа. Но главными символами советского Нового года стали, разумеется, сам вид Кремля и куранты на Спасской башне. Расцвет классической советской новогодней открытки пришёлся на 60-е 70-е годы.

Наряду с привычными, появляются сюжеты, связанные с жилищным и промышленным строительством, освоением космоса, «покорением» атома, а также картинки, пропагандирующие крепкую советскую семью, развитие спорта и другие приметы времени. Так, например, после запуска в эксплуатацию сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 Дед Мороз пересел с конной упряжки именно на него.

Олимпийский Новый год

Фото: Из личного архива/ Татьяна Рязанова

Миллионы и миллионы открыток, которыми советские люди поздравляли друг друга с новым 1980 годом, были с олимпийским медвежонком. Он играл в хоккей, катался со Снегурочкой на коньках и на лыжах, держал олимпийский факел.

А ещё на открытках брежневской «эпохи застоя» часто можно было увидеть жилые новостройки и ключи от новых квартир – страна постепенно переселялась из «хрущоб» в «жутко комфортабельные» девятиэтажки. Появились и изображения дефицитных «предметов роскоши» – телевизоров, холодильников, автомобилей, а также богато накрытых столов с фруктами, шоколадными конфетами в ярких коробках и шампанским в хрустальных бокалах.

Во времена горбачёвского «сухого закона» спиртное, в том числе и шампанское, с открыток моментально исчезает. Но кремлевские звёзды, башни, куранты и герб СССР остаются до самого конца советской эпохи.

По словам Татьяны Рязановой, самым модным сказочным символом советских открыток 80-х годов, наряду с Дедом Морозом, становится волшебная тройка.

«Вообще, в этот период вдруг вспоминают и активно используют исконно русские мотивы и стили – хохлому, гжель, – рассказывает она. – Но, к сожалению, в это же время оригинальные рисованные сюжеты зачастую вытесняются скучными фотографиями натюрмортов – на фоне нарядной ёлки стол, на нём фрукты, сладости, горящие свечи».

И снова Рождество!

На самом излёте 80-х, когда коммунистическая идеология уже вовсю трещала по швам, на открытки робко возвращается рождественская тематика. Сначала, как бы невзначай, в толпе прочих персонажей возникают ангелочки, впрочем, больше похожие на эльфов. Затем, в уголках зимних пейзажей начинают осторожно появляться и церкви.

И только в начале 90-х смело утверждаются классические сюжеты – «С Рождеством Христовым!». И это становится своеобразным знаковым событием и констатацией того, что прежняя идеология закончилась и ушла в прошлое.

Фото: Из личного архива/ Татьяна Рязанова

«Для меня лично каждая открытка в коллекции ценна! Это и ностальгия по СССР, и часть истории и летописи моей семьи. Есть в коллекции, например, несколько редких поздравлений с Новым годом из Венгрии – от дяди, работавшего там в 80-е годы. Получить тогда из-за границы открытку – это было событие редчайшее! – говорит краевед Татьяна Рязанова. – Берегите старые открытки! Это не просто картинки на картоне. Это настоящие портреты великой советской истории, это красочная художественная летопись нашей страны, это наша драгоценная культура!».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах