Постоянные перемены погоды, гололёд, сменяющийся слякотью, – всё это приводит к тому, что растёт желание вызвать такси. И при этом замечено: как часто случаются аномалии в природе, так и происходят «скачки» на стоимость услуг. Имеют ли таксомоторные компании право на подобные взлёты?
РЕГУЛИРОВАНИЕ… НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО!
Стоимость одной поездки может достигать 500–600 рублей, и да, мы говорим не о Москве, а о нашем скромном областном центре. Допустимо ли это – адресуем вопрос специалистам управления Федеральной антимонопольной службы по нашей области. В отделе антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов регионального УФАС отмечают, что государственного регулирования цен на услуги такси сегодня… не предусмотрено. Цены устанавливают перевозчики самостоятельно, исходя из объёма спроса и других факторов. А значит, указать, потребовать, повлиять на процесс ценообразования извне невозможно.
Заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов регионального УФАС Светлана Мазаева отметила, что антимонопольная служба может вмешаться в сферу работы такси только в двух случаях.
«Антимонопольному органу подконтролен только крупный бизнес. Мы можем рассматривать вопрос злоупотребления доминирующим положением, когда доля перевозчика на рынке — более 50 процентов. И при этом его выручка составляет более 800 миллионов рублей за год. И второй случай, в котором возможно наше вмешательство, это когда имеют место согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые направлены на умышленное повышение цен», — рассказала Светлана Мазаева.
ПЛАТИ ПОБОЛЬШЕ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИЧКА!
А вот с чем приходилось сталкиваться. Так, был случай, когда городские сервисы такси сообщили, что собираются повысить тарифы 23 и 25 декабря, а также за два дня перед Новым годом, и цена за одну поездку будет увеличена на 50 процентов. Таксомоторные компании обосновали это несколькими причинами. Во-первых, каникулы и предновогодние дни – это время корпоративов и всевозможных вечеринок. Таксисты – тоже люди, и им хочется, как и всем, проводить время со своей семьёй и друзьями, поэтому увеличение тарифов – это необходимая мера, которая мотивирует сотрудников на качественную работу. А из первой причины вытекает и вторая, очевидная – заказы с высокой ценой выгоднее и всегда выполняются в первую очередь. Кроме того, высокая цена за поездку влияет на увеличение штата сотрудников, необходимого для обеспечения многочисленных заказов в новогоднюю ночь.
Всё это напоминает демагогию, ведь в таком случае и продавцы имеют право взвинчивать цены, потому что хотят быть с семьёй, а не стоять у прилавка под бой курантов. Такой шаг, как пояснили в Тамбовском УФАС, как одновременное повышение цен у таксистов, может быть квалифицирован как согласованные действия, направленные на ущемление интересов потребителей… Но доказать нарушение можно только с помощью самих клиентов службы такси.
«Но пока за нашу практику в области никто ещё с заявлением по такому факту не обращался», – рассказала Светлана Мазаева.
В тему
Антимонопольная служба привлекает такси и за другие нарушения. Так, одна из фирм разместила на своих машинах лозунг «Лучшие водители выбирают…» – и на месте точек был как раз телефон вызова этой службы. Чтобы размещать в рекламе слова «самый», «лучший», «первый», нужны основания, которые доказывают это превосходство. Их не нашлось, так что предпринимателя тогда не только побудили убрать эти слова, но и возбудили дело об административном правонарушении.