Примерное время чтения: 6 минут
280

Тут бывал Поленов. Как привлечь туристов в тамбовское село Старая Ольшанка?

В Уваровском округе Тамбовской области презентовали Год Поленова. Основные мероприятия пройдут в усадьбе Воейковых-Поленовых в Старой Ольшанке. Чем же та знаменита и станет ли она по праву одной из основных туристических точек на карте области?

Воспитанница Державина

В июне этого года исполнится 180 лет со дня рождения пейзажиста-лирика, автора полотен на исторические и библейские темы, художника театра, музыканта, организатора первого в России музея для народа, педагога Василия Поленова. Его имя тесно связано с уваровской землёй. Мероприятия пройдут в мае, июне и сентябре, о чём мы уже сообщали. Сегодня же мы поговорим об истории рода Воейковых и уникальном храме, украшающем Старую Ольшанку, и чтобы ничего не упустить, обратимся за помощью к писателю и краеведу, уроженцу уваровской земли Алексею Евдокимову.

Итак, церковь. Она была возведена по заказу Веры Воейковой, дочери известного русского архитектора, поэта и музыканта Николая Львова.

«У Вериньки, так её ласково звали родственники, родители умерли рано, и она воспитывалась в семье самого Гавриила Романовича Державина. Получила прекрасное семейное образование, владела несколькими языками. Накануне войны 1812 года в доме дяди Державина она познакомилась с полковником Генштаба российской армии Алексеем Воейковым. В 1813 году они венчались в Петербурге», – рассказывает Алексей Евдокимов.

С окончанием войны Воейков заканчивает военную службу, и они в 1816 году переезжают из Петербурга в имение Ольшанка (Богородицкое), купленное на имя Веры Николаевны. Супруги прожили здесь девять лет, воспитали детей Марию, Леонида и Алексея.

Плод труда двух академиков

Храм проектировался друзьями семьи Воейковых, учителями их детей академиком, профессором Академии Художеств Константином Молдавским и профессором архитектуры Романом Кузьминым. Живописец и график Молдавский известен как автор росписей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, владел навыками проектирования. Кузьмин – автор проекта Павловского собора в Гатчине, собора Св. Александра Невского в Париже, греческой церкви Дмитрия Салунского в Санкт-Петербурге. Результатом творчества двух крупных академиков стал необычайный и во многом уникальный проект усадебной церкви во имя Воскресения Христова.

Посвящение церкви воскресению Христа определило и архитектурное решение проекта. Он напоминает планировочную структуру главного храма христианского мира – иерусалимскую ротонду Воскресения, воздвигнутую над Гробом Господним. Работа над церковью в усадьбе Воейковых, как считают специалисты, стала творческой лабораторией для Кузьмина при проектировании мирового шедевра христианского мира – собора Александра Невского в Париже.

«Сведущие люди в архитектуре рассмотрели и символику в проекте храма в Ольшанке: двенадцатигранный световой барабан, прорезанный шестью арочными окнами, обозначают двенадцать апостолов. Но в случае с храмом – памятником героям Отечественной войны в Ольшанке, это, возможно, сокрыта и символика 1812 года», – отмечает Алексей Евдокимов.

Основным источником света в центральной части храма были проёмы в стенах барабана, закрытыми рамами с решётками. Оригинально спроектирован и пол в храме. В центральной части он на 16 сантиметров ниже уровня входа. Уклон от стен галереи к центру давал возможность беспрепятственного обзора со всех удалённых мест церкви. Пол был выполнен из наборного соснового паркета, состоял из двухаршинных квадратных щитов. В Ольшанке находились фамильные усыпальницы. Склепы поставили в обходной галерее у внешних стен.

В центральной части цокольного этажа размещалась редкая система отопления. Она позволяла поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам – воздуховодам, встроенным в несущие стены. Особый восторг у прихожан церкви Воскресения в Ольшанке вызывала роспись храма. Она была выполнена выдающимися мастерами.

Источник вдохновения для Поленова

Мария Алексеевна, дочь генерала, в 1843 году вышла замуж за историка и археолога, секретаря «Русской миссии» в Афинах Дмитрия Поленова. Её сын Василий Поленов – знаменитый художник – пейзажист, профессор Петербургской академии художеств. Он часто гостил в имении Воейковых. Делал зарисовки, потом они послужили ему при написании будущих картин. Он принимал участие, давал советы по росписи церкви.

Стоит сказать и ещё несколько слов о хозяйке имения Вере Воейковой. По воспоминаниям близких, она была деятельным и разносторонне одарённым человеком, хорошей и требовательной хозяйкой.

«Многое, чем она жила и что импонировало её романтической юной душе в семье Львовых в имении Никольском, перенесла и усовершенствовала с особым изяществом и заботой в Ольшанке. Не была праздным человеком, любила трудиться, была богомольна», – отмечает Алексей Евдокимов.

Она организовала и содержала больницу и школу, что тогда не в каждом имении было. В её доме была богатая библиотека. Особой её гордостью был заложенный и любовно выращиваемый парк. Даже до наших дней сохранилась поросль тех редких, нигде в округе не встречаемых красивых деревьев. Она заложила прекрасный цветник, проявляла о нём заботу. Цветник, оранжерея, парк были предметом её гордости. Много удивительного было в её имении: водяная мельница и пруд, овчарня с удивительной породой овец, конный двор.

«В семье все трудились, все, потом и подросшие сыновья, были чем-то полезным, творческим увлечены. Сам Алексей Васильевич собрал богатую библиотеку, коллекцию картин и гравюр, «баловался» стихами, писал поэмы. На бричке любил объезжать окрестности. Кто знает, возможно, бывал и в Уварово, оно к тому времени было уже известным селом», – добавляет краевед.

Сыновья Воейковых Алексей и Леонид были творческими людьми, оставив о себе светлую память. К примеру, Пушкинская научная библиотека, Тамбовский областной краеведческий музей хранят редкие исторические и краеведческие книги, картины, гравюры. Именно собрание Леонида Воейкова – одно из самых значительных, составляющих музейные и библиотечные фонды. Это 357 единиц хранения раритетов 18-19 веков. Деятельность краеведа, хранителя, собирателя исторических, культурных ценностей России и теперь – пример сложной и важной государственной работой. Чрезвычайно богата его коллекция гравированных портретов, а собрание гравированных портретов Екатерины II не имеет равных. В декабре 1886 года издан был первый том подробного словаря русских гравюр Ровинского и Воейкова. Он и сейчас бесценен.

Время запустения

Уже на седьмом десятке жизни Вера Николаевна без энтузиазма встретила решение об отмене крепостного права. Началась «русская удалая вольница».

«В нашем областном архиве мне довелось видеть прошение помещицы Воейковой о вызове воинской команды для наведения порядка. Приезжали казаки, порядок навели. А Вера Николаевна после этого выделила «освобождённым» крестьянам землю и отселила свободолюбивых. Так образовалось Новая Ольшанка», – рассказывает краевед.

Время после революции, период гонения на религию больно ударили по Старой Ольшанке и особенно храму, который уже десятки лет требует серьёзных вложений и реставрации.

«Помню, как бабушка моя, глядя на возвышающуюся церковь за лесом и рекой Вороной, с каким-то душевным подъёмом говорила: «На Авейковом (так в простонародье трансформировали фамилию Воейковых), рай земной! Невиданная красота!» – вспоминает Алексей Евдокимов.

От былого имения процветающего мало что осталось. Разрушенная церковь да запущенный парк. Но самое главное – есть желание восстановить былое, есть потенциал, что сюда потянутся и тамбовчане, и туристы. И они по праву оценят слова старожилов о том, что краше этого места просто не найти. Тем более, есть и прекрасный повод – 180-летие великого Поленова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах