Во время Великой Отечественной войны все силы людей были направлены на то, чтобы одержать победу над врагом. Предприятиям пришлось в короткие сроки сменить профиль и наладить новое производство, ориентированное на нужды фронта. Кто-то погибал на поле боя, кто-то трудился за себя и за товарища в тылу. Труд рабочих героический во все времена.

Директор Тамбовского вагоноремонтного завода Дмитрий Шлыков рассказал, что к юбилею Победы предприятие идёт с трудовыми достижениями, обеспечивая устойчивое развитие производства, стремясь к повышению качества выпускаемой продукции. А он, в свою очередь, поддерживает и направляет коллектив на достижение высоких результатов.
Тамбовскому вагоноремонтному заводу (ТВРЗ) в этом году исполнится 126 лет. Он пережил немало войн, всегда помогал стране, фронту, военным и народу. Эти традиции сохранились и до нашего времени. Сегодня завод оказывает помощь бойцам СВО.
У предприятия есть свой музей истории, в котором более пяти тысяч подлинных экспонатов. В нём можно полностью окунуться во все эпохи, через которые прошёл завод, увидеть, что производилось на нём в период Великой Отечественной войны и не только. Об истории предприятия рассказывает и книга Вячеслава Сизова «Тамбовский вагоноремонтный завод», написанная к 120-летию завода.
«АиФ-Тамбов» представляет вам некоторые страницы из книги.
Сердце зовёт Родину защищать
С первых дней войны жизнь Тамбовского вагоноремонтного завода, как и всей страны, кардинально изменилась. 23 июня 1941 года началась массовая мобилизация. С предприятия за годы войны на фронт ушло более 1500 человек. Из них 300 не вернулись домой. И это не обычная статистика, а жизнь каждого человека со своей судьбой. Каждая фамилия и история хранятся в музее Тамбовского вагоноремонтного завода и в книге истории предприятия. Это целое историческое достояние.
Враг быстро продвигался вглубь страны в первые месяцы войны, поэтому повсеместно начали формироваться отряды самообороны. Тамбовский вагоноремонтный завод также включился в эту работу, создав батальон народного ополчения, который просуществовал до 1942 года. Батальон возглавлял член парткома В. П. Воронин. Хоть его бойцы не принимали участия в боевых действиях, многие из них позже пополнили ряды действующей армии — добровольно или в рамках мобилизации. Тамбов дважды оказывался в прифронтовой зоне: в ноябре-декабре 1941 года, когда немецкие войска находились в районе Ельца и Липецка, и в 1942 году, когда линия фронта проходила через Воронеж. По решению областного Комитета обороны город начал готовиться к возможному противостоянию противнику. Промышленные предприятия разрабатывали планы эвакуации, а местные жители формировали партизанские отряды и создавали в лесах секретные продовольственные базы для будущего сопротивления.
Несмотря на масштабные призывы, производственный процесс не останавливался. На смену мужчинам, ушедшим защищать Родину, пришли женщины, подростки и пенсионеры. Подросткам было тяжело поддерживать уровень работы, как у взрослых, но они никогда не сдавались и пересиливали себя, потому что понимали, ради чего всё это делают. Особо стоит отметить четырнадцатилетнего Петра Иванова, который работал токарем в механическом цехе, стоя на деревянном ящике у станка. Комсомольская организация под руководством Марии Верещагиной играла важную роль в сплочении молодёжи и организации работы. «На заводе работало более 1600 человек молодёжи. Почти у каждого кто-то из семьи сражался на фронте. Они ремонтировали вагоны, изготавливали мины. Во внеурочное время собирали металлолом, оказывали помощь семьям погибших, проводили шефскую помощь в госпиталях. Многие из подростков оставались ночевать в цехе, так как на всех не хватало мест в общежитии… Семьдесят комсомольцев-активистов завода помогали сплачивать молодёжь, направлять её трудовые усилия на помощь фронту», – оставила воспоминания Мария Егоровна Верещагина (Денисова), секретарь заводского комитета ВЛКСМ.


«За себя и за товарища»
Уже в июне 1941 года завод перешёл на выпуск военной продукции. Были введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска. Рабочий день увеличился до 11–16 часов без выходных. Утренняя смена начиналась в 7 утра. Работы было много, рабочие зачастую оставались ночевать в цехах. Спали по очереди. Из цехов могли не выходить неделями. Большинство заводчан выполняло по три рабочие нормы за одну смену, ведь приходилось работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт. Коллектив успешно освоил производство корпусов мин, создав для этого новый чугунолитейный цех в рекордно короткие сроки. Под руководством главного металлурга Ф. Фролова цех обеспечивал нужды фронта необходимыми боеприпасами. Завод также получил задание на изготовление специальной техники. Были построены бронетранспортёры для Сталинградского фронта, 42 бронепоезда различных модификаций, военно-санитарные, снегоочищающие и банно-прачечные поезда. Особое внимание уделялось качеству продукции: многие работники выполняли нормы на 150–200%. На заводе в то время работало 3,5 тысячи человек, 1200 из них работали на нужды фронта.
Также с фронта поступали повреждённые вагоны, которые требовалось срочно восстанавливать и возвращать в строй. В неотапливаемых цехах было настолько холодно, что рабочие привязывали к валенкам деревянные чурочки, чтобы защитить ноги от холода. Сотрудники завода активно вносили вклад в поддержку фронта, собирая средства, облигации и тёплые вещи для обороны.
Наряду с выполнением основной работы многие рабочие трудились в усиленном режиме. Осенью 1941 года доля стахановцев и ударников в коллективе завода достигла 86%. С первых дней войны под лозунгом «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт» началось движение двухсотников — тех, кто ежедневно выполнял двойную норму. К июлю 1941 года движение переросло в многосотников, участники которого выполняли три и более норм за смену. К октябрю 1941 года стахановцы составляли 62% коллектива, а ударники — 24%. На заводе не осталось ни одного человека, который не выполнял бы установленные нормы выработки.

Тамбовская броня
В тяжёлые военные годы тамбовские железнодорожники создали уникальные боевые машины. Бронепоезда состояли из двух мощных площадок с башнями и специального паровоза серии «Ов». На платформах установили огневые точки, места для орудий и пулемётов, хранилища боеприпасов. Строительство шло непросто – не хватало качественной брони и опыта в работе с ней. Из-за этого использовали подручные материалы. Однако задачу выполнили на 10 дней раньше срока. Первые два бронепоезда получили символичные названия «Тамбовский рабочий» и «Москва». Позже завод освоил выпуск усовершенствованных бронепоездов – всего было построено 40 единиц. С 24 августа по 15 ноября 1942 года бронепоезда 52-го отдельного дивизиона поддерживали советские части в боях за Ржев. За это время они совершили 106 огневых налётов, уничтожив 8 ДЗОТ, 5 миномётных батарей, 4 орудия, 9 пулемётов, 2 склада боеприпасов, прожекторную установку и транспортный эшелон. Также было подавлено 5 миномётных и 9 артиллерийских батарей, сбито 4 немецких самолёта и уничтожено большое количество живой силы противника. Потери составили 8 человек убитыми и 42 ранеными. За проявленный героизм 42 бойца и командира были награждены орденами и медалями.
Параллельно решались другие важные задачи: наладили производство корпусов мин, хотя пришлось возводить новый литейный цех. Было изготовлено два миллиона мин.
В июне 1942 года заводу поставили задачу изготовить орудийные бронетранспортёры. Для выполнения этого заказа в рамный цех перевели более сотни высококвалифицированных специалистов, включая электросварщиков и слесарей-монтажников. Готовые бронетранспортёры направили на Сталинградское направление.
В июне 1943 года завод получил правительственное задание на строительство 10 банно-прачечных поездов. Каждый такой состав включал около двух десятков специально оборудованных вагонов, крыши которых были обшиты цельными металлическими листами. В состав входили: вагон-кладовая для грязного белья, банно-дезинфекционный комплекс из четырёх вагонов (раздевалка, душевая, дезкамера с двумя паро-формалиновыми установками на 60 комплектов одежды, одевальня), четыре прачечных вагона с механическим оборудованием, вагон для чистого белья, парикмахерская, клуб, две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состава. Все вагоны были утеплены: стены обшивались двойным слоем с засыпкой опилками, а переходы между вагонами также теплоизолировались. Обслуживание оборудования требовало высокой квалификации. Первым механиком добровольно уехал комсорг завода И. В. Свиридов. Поезд мог обслуживать до 800 солдат в сутки, обеспечивая их необходимыми гигиеническими условиями.
Под самый конец 1943 года поступил срочный заказ от НКПС – 50 снегоочистителей. Техника была крайне необходима для расчистки железнодорожных путей южного направления, по которым шла доставка военных грузов.
Несмотря на все трудности, коллектив завода продолжал развиваться – строились новые цеха, осваивались современные технологии производства.
В январе 1944 года в истории завода произошло примечательное событие: коллектив был удостоен высокой награды — переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны и Наркомата путей сообщения. Это стало знаковым моментом в военной истории предприятия.
Быт во время войны
Для поддержания работоспособности коллектива в голодные военные годы создали обширное подсобное хозяйство на площади около тысячи гектаров. На полях выращивали пшеницу, ячмень, гречиху, картофель и овощи. В хозяйстве держали лошадей, коров, свиней и птицу. Хозяйство обеспечивало продуктами питания не только заводскую столовую, но и детские сады и больницы. Руководила хозяйством А. А. Житенева, которая добилась значительных успехов в его развитии за короткий срок. Хозяйство было передовым.
На территории завода действовал лагерный пункт для военнопленных, где содержались около 300 немецких специалистов и группа японских военнопленных. Заводчане, несмотря на личные потери в войне, относились к пленным сочувственно, помогая им продуктами и предметами первой необходимости. Рабочую силу пленных использовали в своих целях, они тоже работали на ТВРЗ: обслуживали станки и оборудование, закупленные в Германии до войны, выращивали овощи и помогали в строительстве. Их строго контролировали.
Герои-вагоноремонтники
Многие работники завода проявили исключительный героизм на полях сражений. Среди них особо отличились М. С. Знобищев, участник Сталинградской битвы, удостоенный семи правительственных наград, артиллеристы И. Дуранин и В. Дробышев. За мужество и отвагу звания Героя Советского Союза удостоены трое бывших сотрудников завода: Н. И. Мамонтов, В. С. Рыжков и М. А. Чернышёв.
Женщины – работницы завода также внесли значительный вклад в победу: В. Люксембург служила связисткой, Л. Кривошеина была заброшена в тыл противника к партизанам, Т. Хворова работала санитаркой в госпитале. Их самоотверженный труд наравне с мужчинами способствовал разгрому врага.
За выдающиеся достижения в военное производство коллектив завода был неоднократно отмечен высокими правительственными наградами. В 1943 году начальник завода П. Т. Порошин был награждён орденом Красной Звезды, главный инженер Б. И. Мариенгоф и заместитель начальника спеццеха Д. Н. Поляков получили ордена «Знак почёта». Всего за годы войны более двух тысяч работников завода были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Особого внимания заслуживает тот факт, что завод стал одним из лидеров среди предприятий железнодорожного транспорта по выпуску боеприпасов. Только за 1943 год было выполнено внеплановых и особых заданий на пять миллионов рублей. Выпуск продукции ежегодно возрастал: по сравнению с 1940 годом в 1943-м он составил 150%. В 1945 году коллектив завода успешно справился с плановым заданием за четыре месяца по всем технико-экономическим показателям и номенклатуре, включая продукцию для фронта. Особенно отличился спеццех под руководством В. П. Казанского, который показал высокие результаты в выполнении поставленных задач.
Героический труд тамбовских вагоноремонтников в годы войны стал примером настоящего патриотизма и преданности Родине. Коллектив завода, несмотря на все трудности военного времени, сумел не только сохранить производство, но и значительно увеличить его мощности, внеся весомый вклад в дело Победы.
Рано утром 9 мая советский народ услышал самую радостную и желанную новость о Победе над фашистской Германией. Войне пришёл конец. Утром на Тамбовском вагоноремонтном заводе прошёл митинг, днём заводчане отправились на Ленинскую площадь на общегородской митинг в честь Победы.
Это интересно
В ноябре 1941 года Тамбовский вагоноремонтный завод получил необычный приказ: построить два бронепоезда за два месяца. Вместо чертежей из Москвы доставили лишь фотографию устаревшей бронеплощадки 1928 года. Начальник завода Пётр Порошин поручил коллективу разработать проект самостоятельно. Конструкторы спроектировали крепления брони, орудийные башни и стеллажи для боеприпасов. Важную роль сыграл преподаватель Тамбовского артиллерийского училища А. И. Рейман, ранее служивший на бронепоездах. Благодаря его опыту удалось завершить работы в сжатые сроки.
Помощь бойцам СВО
Несомненно, ТВРЗ помогает бойцам и в настоящее время. Для военнослужащих изготавливают переносные универсальные отопительные приборы. Многие сотрудники служили и понимают, как необходимо тепло в таких тяжёлых условиях. Также активно оказывают гуманитарную помощь. Заводчане сами собирают денежные средства и закупают все необходимые вещи, продукты питания, медикаменты, предметы личной гигиены и репелленты от насекомых. Помимо этого, сотрудники сами отправляются с гуманитарной миссией, к примеру, в Белгородскую область, чтобы передать помощь военнослужащим. Сборы гуманитарной помощи проводит профсоюз ТВРЗ. Люди осознают, для чего это делается, для кого и ради каких целей.
