Для кого–то рыбалка просто хобби, а для кого–то – способ зарабатывания денег. В наших краях достаточно много рыбных угодий: Дон, Воронеж, Хопёр, Битюг, большое количество прудов. Но можно ли здесь обогатиться на рыбной ловле?
В преддверии международного Дня рыболовства, который отмечается 27 июня, мы встретились с Андреем Ермаковым, рыбаком с тридцатилетним стажем, президентом общественной организации «Ассоциация рыболовного туризма и спортивной рыбалки».
На уху хватит
Елена Деревянкина, АиФ-Черноземье:– Развито ли промышленное рыболовство в Воронежской области?
В последние годы ситуация на водохранилище улучшается. Появились раки – индикаторы чистой воды. В любительских уловах вновь стал встречаться ёрш – рыба, которая очень чувствительна к изменению содержания кислорода в водоёме. Но говорить о таких запасах, которые способствуют промышленному рыболовству, не приходится.
С Доном другая ситуация. В 50–х годах прошлого века после строительства Цимлянского водохранилища большие рыбные стада стали подниматься по весне вверх по реке, заходя в водоёмы Воронежской и Липецкой областей. Но для такого массового хода рыбы нужны хорошие разливы, которые раньше были ежегодными, а сегодня случаются раз в десять лет. Причин слабых паводков масса: мало снега, водотоки застроили прудами, и та вода, которая раньше стекала в притоки Дона, сейчас наполняет искусственные водоёмы.
Поймал? Отпусти!
– Насколько разнообразна рыба, которую можно выловить на территории области? Есть ли редкие виды?
– Есть обычная для наших водоёмов рыба: плотва, окунь, карась, карп, лещ, густера и т. д.
Есть и редкие виды, которых с каждым годом всё меньше: рыбец, синец, чехонь, линь, сом и др. Есть и такие, которые занесены в Красную книгу. Например стерлядь, представитель осетровых. Она ещё осталась в Дону, но находится под жесточайшим прессингом браконьеров, особенно в нерестовый период. Что, впрочем, неудивительно. За одну особь весом 2–3 кг и наполненную чёрной икрой можно выручить на чёрном рынке до 20 тыс. рублей.
За вылов любой краснокнижной рыбы – бычка–подкаменщика, вырезуба, гольяна, осетровых – предусмотрены большие штрафы – от 3 до 5 тыс. руб. Если случайно поймал – нужно выпустить в воду.
Когда–то в наших краях было много налима. Это трескообразная рыба, которая любит холодные воды и более типична для рек севера России, водилась она и в Воронежской области. Но когда в 2010 году летом началась аномальная жара, по реке плыли туши мёртвого налима – с тех пор он исчез. А вот шемая, которая занесена в Красную книгу, в некоторых водоёмах области появилась в таком избытке, что мешает ловить другую рыбу.
Достаточно редкая рыба ротан–головёшка. Она есть в некоторых водоёмах области. Но, по сути, эта рыба – вредитель: она всеядная – поедает водоросли, мальков, не оставляя пропитания другим рыбам. Такая же редкая и очень вредная рыба – амурский чебочек. Среди рыбаков даже ходит легенда, что она зимой, когда карп спит, по кусочку от него откусывает.
– Часто ли отходами промышленных предприятий загрязняют водоёмы?
– Есть в области очень чистые реки – это Битюг и Савала. Но раз в три года их травят сахарные предприятия. Их вину доказать очень сложно. Да и вообще им проще заплатить штраф, чем обустроить очистные сооружения.
Вообще реки пребывают под прессингом, и рыбе очень сложно выжить в таких условиях. Нам, рыбакам–любителям, даже жалко бывает вылавливать её.
На рыбалку – в Сибирь!
– Как состояние водоёма влияет на рыбу? Не опасно ли есть улов, добытый в водохранилище?
– Считается, что рыба от устья реки Воронеж до Северного моста нормальная – там чистая вода. Дальше от моста пошли стоки, и ниже ВОГРЕСа полно сине–зелёных водорослей и скапливается вся грязь города, особенно в районе Масловского затона. Но браконьеры ловят рыбу и там, а потом спокойно продают её на рынках.
– Есть ли у нас реки, которые на грани экологической катастрофы?
– Разве что мелкие городские речушки. К счастью, водоёмы быстро восстанавливают утраченные ресурсы, и через несколько лет после загрязнения реки самоочищаются. Но ресурсы природы не безграничны, и если всё так и будет происходить, то на рыбалку придётся ездить в Сибирь.
– А нужно ли лицензировать любительскую рыбную ловлю?
– Конечно, рыбалку на естественных водоёмах нужно ограничивать. Её любителей становится всё больше, и у многих банально нет рыболовной культуры, понимания, как нужно относиться к природе: опытный рыболов никогда не возьмёт пойманного малька. Может быть, стоит вернуться к старым правилам, когда были нормы вылова по 5 кг на человека.
Лицензирование или фиш–карта – это спорный вопрос. Ходят разговоры о том, чтобы продавать фиш–карты, а полученные деньги направлять на зарыбление водоёмов. Но я не уверен, что эти деньги уйдут по назначению.