Примерное время чтения: 8 минут
136

Что ждёт наше образование? О задачах родителей и интернете в каждой деревне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Черноземье 12/09/2018

Теперь перед нашими педагогами поставлены амбициозные цели: за шесть лет вывести российское общее образование в десятку мировых лидеров. Насколько к таким задачам готова Воронежская область?

Что менять будем?

Всего по стране собираются развивать девять направлений, посвящённых учителям, детям, родителям, современным технологиям и методикам преподавания, дополнительному образованию, поиску талантов, развитию волонтёрства, повышению престижа рабочих профессий и конкурентоспособности российского высшего образования. Все эти направления были отражены в новых майских указах президента в конце 2017-2018 учебного года.

В августе в регионе начались бурные обсуждения поставленных задач. Онлайн-конференция собрала более тысячи руководителей школ, в интернет-голосовании участвовали 8 тыс. родителей и 20 тыс. работников образования – столько людей захотело высказать, что следует менять и как. Затем последовало педагогическое совещание в региональном правительстве.

Воронежские чиновники отмечали хорошие наработки в сфере образования. В частности, у нас на полную мощь действуют два ресурсных учреждения для родителей, несколько родительских ассоциаций, а в коррекционных, а затем обычных классах успешно обучаются дети с расстройством аутистического спектра. Уже 27 семей переехали в Воронеж специально для того, чтобы их дети с аутизмом могли здесь учиться.

По мнению замруководителя департамента образования Натальи Сологубовой, в 78 % воронежских средних учебных заведений созданы современные условия с соответствующим оборудованием, спортивными залами, 3D-лабораториями.

Почему же по качеству образования мы находимся аж на 34-м месте? Вероятно, надо многое менять. По мнению педагогов – участников форума, необходим, например, проект «Современный родитель», поскольку многие родители сейчас не принимают должного участия в воспитании детей, а перекладывают свои обязанности на воспитателей и учителей. Для «современного родителя» разработают методические материалы по вопросам прав детей, семейного права, экономики семьи, этики и психологии семейных и детско-родительских отношений. Нужна также «Цифровая школа». Больше 70% принимавших участие в голосовании заявили, что получение качественного образования затрудняет IT-неграмотность учителей. И это понятно. Высокоскоростной Интернет каждой школе только обещают, а как можно быть современным без многочисленных возможностей Всемирной паутины?

Председатель комиссии по образованию и науке общественной палаты Воронежской области Наталья Кириченкова считает, что больше внимания следует уделить повышению квалификации учителя. Кстати, по статистике, ежегодно в школы региона устраивается около 300 молодых преподавателей – четверть от общего количества педагогов. Однако средний возраст педколлективов по-прежнему около 47-48 лет, а если учесть педагогов техникумов и колледжей, то и вовсе 52 года. Даже в городских школах есть потребность в учителях, не говоря уже о селе. Так, по данным на 20 августа требовалось 147 педагогов, из них 58 – для школ городов и посёлков городского типа. В основном не хватает учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы.

Сомнительно как-то

Говоря о качестве регионального образования, невозможно не затронуть результаты ЕГЭ. Так, в этом году базовый экзамен по математике провалили 234 школьника (3,7%), а профильный не сдали почти вдвое больше – 498 человек, или 6,68% экзаменующихся. При этом 100 баллов по базовой математике получили всего два ученика. По русскому языку несдавших оказалось меньше – всего 38 выпускников, зато 41 житель региона получил 100 баллов, ещё 2432 человека заработали баллы от 85 до 99.

При этом заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев заметил, что в плане объективности оценки знаний воронежских школьников ещё надо работать. Он привёл факты, что в этом году в 27 школах области результаты ЕГЭ, согласно исследованию ведомства, попали под сомнение – в прошлом году таких было 33. Все эти школы находятся в районах области. Всего же сомнительные результаты нашли в 2705 школах страны.

Анзор Музаев отметил, что наш регион «правильно работает с результатами» и входит в десятку регионов, где уже выработали единую систему оценки знаний школьников, в том числе сдающих ГИА и ЕГЭ.

– В регионах два года назад ученики, которые хорошо сдавали экзамены в 9-м классе, получали в 11-м плохие результаты, – рассказал замруководителя надзорного ведомства. – У нас были муниципалитеты по стране, где весь класс получал по какому-либо предмету одни «пятёрки». На экзаменах установили видеонаблюдение, посадили общественных наблюдателей, и сейчас ситуация выравнивается. В целом, за последние годы среди всех стран Россия показывает лучшую динамику по качеству образования.

Строим и реконструируем

Ещё в 65 школах региона и 14 Воронежа обучение ведётся в две смены, а значит, ещё многим детям трудно планировать время для дополнительного образования. Полагаем, что далеко не по новым требованиям идёт обучение во многих малокомплектных школах, где просто некого учить. К нынешнему учебному году путём объединения реорганизовано 15 малокомплектных школ в Верхнехавском, Грибановском, Нижнедевицком, Рамонском, Репьёвском и Терновском районах, в этом списке и две школы Воронежа. Кроме того, две школы в Грибановском и Терновском районах закрыли совсем.

В этом году до некоторых сельских школ дошёл «серьёзный» ремонт. Например, в школе села Байчурово Поворинского района впервые за 62 года перекрыли исхудавшую крышу, которую ранее латали. В СОШ села Костёнки заменили окна на втором этаже, а в Новогремяченской школе Хохольского района обновили электропроводку, привели в порядок канализационные сети и поставили пожарную сигнализацию…

За время действия национального проекта «Развитие образования» чиновники обещают капитально отремонтировать все школы, техникумы и колледжи, которые в этом нуждаются, и обновить там материально-техническую базу. А ещё к 2021 году построить и реконструировать 42 школы и 30 детсадов. Из них восемь новых школ и 19 детсадов хотят открыть уже в 2021 году.

Возможности для роста есть

Председатель регионального координационного совета молодых учителей, учитель географии Бобровской СОШ № 2 Роман Минаков:

– В сфере образования у нас действительно много наработок. Во всех девяти направлениях регион засветился, важно лишь их развивать и внедрять как систему в каждой школе.

Хорошо поставлена работа с молодыми профессионалами – мы успешно участвуем в проекте WorldSkills. В нашей школе, например, в качестве факультатива открыт медицинский класс, сотрудничаем с мединститутом и больницей, в другой школе есть аграрный класс – для детей, которым интересна эта тема. Многие – даже маленькие – школы обзаводятся современным оборудованием. Хотя здание нашей школы 1902 года постройки, у нас есть и 3D-принтеры, и робототехника, и инновационные лаборатории.

Многие вопросы решаем через совет молодых учителей. Как-то подняли вопрос о том, что учителю после получения высшей категории больше некуда расти, и мы попросили проводить конкурс «Учитель-методист». Победители получают не только существенную доплату до 40 % к заработной плате в течение трёх лет, но и престиж. Много разных стажировок, конференций и семинаров проводится в регионе и для молодых учителей.

На уровне уборщицы

Председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова:

– Чтобы учитель занимался самообразованием и творчеством, его необходимо разгрузить. Сделать это можно, только подняв ему заработную плату. И хотя про повышение заработной платы педагогам напрямую в майских указах президента не говорится, эта тема была затронута в послании к главе государства и Федеральному собранию на 2018 год. А что мы имеем сейчас? Сегодня ставка учителя по-прежнему меньше минимального размера оплаты труда – 10 300 рублей. Да, многие учителя ведут не одну ставку, получают разные доплаты, поэтому их заработок достигает нужного размера. Но это касается не всех педагогов. Молодые учителя, например, говоря простым языком, получают зарплату на уровне уборщицы. А такого не должно быть!

Работы ещё много

Глава регионального департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов:

– Сфера образования Воронежской области очень серьёзно представлена на федеральном уровне. Мы участвовали во всех инновационных программах и проектах, поэтому многие направления уже апробировали. Но есть вещи, которые мы пока не реализовывали и только будем к этому приступать. Например, в сфере допобразования у нас недостаточно развита цифровая школа. Также предстоит плотно заняться созданием центров непрерывного образования для взрослых и развитием системы среднего профессионального образования.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах