13 июля сенатор Сергей Лукин принял участие в 439-м заседании Совета Федерации. Наиболее резонансным стало выступление в рамках «Правительственного часа» Министра энергетики РФ Александра Новака. Глава ведомства проинформировал верхнюю палату об актуальных вопросах развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Российской Федерации.
Министр отметил, что за последнее время парламентариями принят целый ряд важных законов в сфере энергоэффективности, надежности энергоснабжения, укрепления платежной дисциплины, энергосбытовой деятельности, изменения налогового режима в нефтяной отрасли. Эти документы определят основные векторы трансформации российской энергетики в ближайшие годы.
Александр Новак обозначил перспективные направления Министерства в сфере ТЭК, заданные Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года. Для реализации целей и задач стратегического развития страны до 2024 года Минэнерго ведет активную работу совместно с федеральными ведомствами, органами государственной власти субъектов РФ, экспертными организациями.
В числе основных направлений деятельности Министр назвал решение целевой задачи гарантированного обеспечения потребителей доступной электроэнергией, развитие как централизованных, так и распределенных энергосистем, внедрение интеллектуальных систем управления электросетевым комплексом на базе цифровых технологий.
Александр Новак подчеркнул, что надежное и качественное электроснабжение потребителей во многом зависит от состояния сетевого комплекса. Однако в этой сфере существуют вопросы, требующие законодательного регулирования и внесения соответствующих изменений. В числе таких проблем глава Минэнерго выделил не используемые потребителями сетевые резервы, льготное технологическое присоединение, регуляторные соглашения.
Сергей Лукин напомнил в своём комментарии, что на заседаниях Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера уже не раз поднимались вопросы, касающиеся обострения ситуации с использованием резервов сетевой мощности. Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике», с 1 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства. По информации, поступающей из субъектов РФ, упрощение порядка техприсоединения в значительной степени актуализировало вопросы оптимизации резерва сетевой мощности, поскольку быстро начал нарастать разрыв между заявленным объёмом и реально потребляемой
мощностью. Сегодня эта проблема типична для многих регионов и стала, по сути, системной для всего энергосетевого комплекса страны.
Вопрос об оптимизации использования резервов сетевой мощности обсуждался на пленарном заседании Совета Федерации ещё в октябре 2017 года и прорабатывался в дальнейшем в рамках «круглого стола». «Инфраструктура используется нерационально, по стране простаивает большое количество электросетевых мощностей, а ряд потребителей, особенно некоторые крупные предприятия, годами не используя заявленные мощности, не имеют стимула возвращать ненужные резервы в государственный оборот, — отметил представитель в Совете Федерации от законодательной власти Воронежской области Сергей Лукин. — Отсутствие стимулов для отказа потребителей от излишних зарезервированных мощностей и реалистичной оценки их объёма, необходимого в будущем, приводит к тому, что приходится строить новые объекты электросетевого хозяйства в регионах взамен оптимизации имеющейся сетевой инфраструктуры. Как следствие, содержание неиспользуемых мощностей, зарезервированных за отдельными предприятиями, оплачивается в составе «котлового» тарифа на услуги по передаче электрической энергии всеми потребителями соответствующего региона. В итоге, дополнительные затраты накладываются и на население».
Для решения указанной проблемы Минэнерго был разработан проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии». «В этом документе предлагается поэтапный переход к оплате крупными потребителями не полностью используемых резервов мощности, тем самым вводятся экономические стимулы для оптимизации имеющейся сетевой инфраструктуры с целью исключения излишнего строительства сетей и оптимальной загрузки подстанций», — пояснил сенатор Сергей Лукин.
В настоящее время Минэнерго России направило на согласование в Правительство РФ проект, доработанный с учетом замечаний, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, субъектов энергорынка, представителей деловых кругов и экспертного сообщества, а также рекомендаций членов Совета Федерации.