Российский союз пивоваров обратился в Минздрав с просьбой проявить лояльное отношение к пиву во время генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения. По мнению коммерсантов, не стоит называть вредным весь алкоголь, мол, вред приносит только его злоупотребление.
Чем такая лояльность чревата на практике, можно увидеть по Воронежу. Кажется, город скоро утонет в пивных магазинах и забегаловках. Местные жители жалуются, куда только могут. Но слово из песни не выкинешь: переселиться в жилые дома из киосков предпринимателей в своё время заставили чиновники. А запретить торговлю в многоэтажках слуги народа решиться не могут: выбор между здоровьем населения и развитием малого бизнеса - не из простых.
На завтрак, обед и ужин
В последние годы на совещаниях и круглых столах любят поговорить о превращении Воронежа в туристический центр. А почему бы и нет? - Город уверенно превращается в столицу русского «Октоберфеста». Тем более что немцев мы давно перещеголяли: если в Баварии пивной фестиваль проводится в октябре, то в Воронеже, судя по количеству пивных вывесок, он продолжается круглый год.
Правда, у заглянувшего к нам гостя может сложиться довольно странное впечатление о местных жителях. Куда девается столько пива? Невольно возникает мысль, что воронежцы пьют ячменный напиток за завтраком, обедом и ужином. В реальности же многие горожане от такого «фестиваля» давно устали. Тем более что многочисленные «разливухи» прописались на первых этажах и в подвалах многоэтажек. И поток желающих отведать «живого» и «нефильтрованного» не иссякает. Кто-то, заботливо обняв наполненные под завязку бутыли, мирно отправляется к себе в «норку», чтобы сделать ещё один шаг к бытовому алкоголизму. Кто-то устраивает пикник на ближайшей скамейке. Праздник частенько продолжается до поздней ночи, и жители дома вынуждены засыпать под матерную брань. Дворы при этом всё больше напоминают общественный туалет.
Кстати, популярность таких заведений началась с обмана потребителей: по мнению технологов, никакого «живого пива» не существует - это лишь маркетинговый ход, способ противопоставить разливной напиток бутылочному.
Из киосков в дома
Парадокс: «оккупация» воронежских многоэтажек разливными заведениями началась под знаменем борьбы с пьянством. Именно так был мотивирован запрет на торговлю пивом в киосках, вступивший в силу 1 января 2013 года. Впрочем, злые языки утверждали, что к законодательным изменениям приложило руку и лобби крупных торговых сетей.
Получилось, как всегда. Пиво, как в сообщающихся сосудах, перетекло из киосков в жилые дома. Предприниматели выкупили квартиры на первых этажах и переоформили их как нежилые помещения. Казалось бы, претензий быть не может. Вот только, по жилищному законодательству, любые перепланировки - а без них, как правило, не обойдёшься - должны быть согласованы с жильцами. Но новые владельцы порой берутся за реконструкцию столь рьяно, что под угрозой оказывается не только комфорт, но и безопасность всего дома.
Бывает и так, что «разливухи» не прекращают свою работу даже в ночные часы, когда продавать спиртное запрещено.
«Такие заведения нужно привлекать к ответственности за ночную продажу алкоголя и нарушение закона о тишине: с десяти вечера до семи утра не должно быть шума и гама, - говорит Светлана Кравцова, член общественной палаты Воронежа. - Предусмотрен штраф, но, к сожалению, закон не действует - полиция, как правило, не реагирует на обращения и не фиксирует факты правонарушений».
А иногда такие заведения располагаются там, где их быть не должно - в подвалах, которые относятся к общему имуществу жильцов. Но в начале 2000-х многие подвалы вместе с колясочными и коридорами были оформлены в муниципальную собственность, а затем сданы частникам. А ведь в них проходят трубы отопления, канализации и другие коммуникации, от которых зависит благополучие жильцов.
Сегодня проблема всплыла на поверхность, и мэр города поручил сформировать реестр муниципальных помещений, которые необходимо передать жильцам в 2017 г. Чтобы принять помещения в состав общего имущества, собственники должны провести общие собрания.
Что же будет с занявшими подвалы пивными и другими заведениями?
«Арендодателями теперь станут выступать собственники дома, - объясняет Светлана Кравцова. - Они будут вправе пересмотреть условия договора или расторгнуть его - например, в случае нарушения общественного порядка».
По мнению технологов, никакого «живого пива» не существует - это лишь маркетинговый ход, способ противопоставить разливной напиток бутылочному.
Нелёгкий выбор
Тем временем жильцы множества домов, где прописались пивные, продолжают писать коллективные жалобы мэру, губернатору, президенту, в Госдуму. И время от времени даже удаётся наблюдать движение в сторону наведения порядка. Так, в апреле этого года в воронежской прессе появилась информация о том, что областной департамент предпринимательства и торговли собирается запретить продажу спиртного в жилых домах, а также в кафе, вход в которые располагается со стороны двора. Что стало с законопроектом, до сих пор неизвестно.
В ноябре федеральные СМИ облетела новость о том, что Минфин готовит поправки в закон, которые совсем запретят торговать пивом индивидуальным предпринимателям. Но уже на следующий день ведомство эту информацию опровергло. Такая нерешительность вполне понятна: подобный запрет - удар по малому бизнесу, ведь продажа пива занимает львиную долю оборота небольших магазинов. К чему могут привести подобные меры, хорошо показал 2013 год: по некоторым оценкам, количество киосков тогда сократилось на 75%. Между тем, к примеру, в Краснодарском крае продавать пиво в многоэтажках всё же запретили, несмотря на протесты кубанских предпринимателей.
С чем боремся?
Сергей Непрокин, член ЦК бывшей Партии любителей пива:
«Конечно, я за то, чтобы все магазины располагались в помещениях, которые не встроены в многоэтажки. Но даже в западных странах 80% таких торговых точек расположены в жилых домах. Потому что иначе - это большие торговые центры, а значит, - доступность снижается, себестоимость растёт из-за дорогой аренды! Давайте не будем никакие магазины, поликлиники, аптеки располагать в домах. Давайте запретим всё. Запрет ни к чему не приведёт. Кто помешает взять пиво в магазине и пойти во двор? Или бутылку водки? Или настойку боярышника?
Наркоконтроль давал официальную цифру: в России - 7 млн наркоманов. Это 5% населения страны! Получается, в компании из 20 молодых людей есть человек, знакомый с наркотиками. Если доступность пива снизится, он предложит компании их попробовать.
К чему привели запреты на рекламу пива, ночную торговлю, торговлю в ларьках? С 2008 года у нас началось падение отрасли. При этом настолько же выросло только официальное потребление крепкого алкоголя. А ведь до 70% крепкого алкоголя произведено нелегально. Так что нужно определиться: мы боремся с пивом или боремся за здоровье нации?»
Нужен порядок
Лариса Тулинова, председатель общественного совета по вопросам ЖКХ при мэре Воронежа:
«Без разрешения жильцов владельцы торговых точек не имеют права делать отдельный вход и выполнять любую перепланировку. А у нас как? Приходит собственник и начинает стены двигать - в том числе несущие. И никто не думает о том, что завтра дом рухнет: это, дескать, может произойти где угодно, только не у него. Подвалы вообще не могут быть переведены в статус нежилых помещений, это общее имущество, ведь там часто проходят коммуникации.
Так что если вы хотите навести порядок в нежилых помещениях, должен быть совет дома. Можно пожаловаться в Госжилинспекцию. Даже если владелец помещения без решения собственников просто повесил кондиционер - это уже нарушение.
Подвалы, которые когда-то оформил в собственность муниципалитет, сегодня возвращаются собственникам. Но для этого жители должны обратиться в городскую администрацию. Если всех устраивает существующее положение дел, ничего не изменится. Мы же сами кузнецы своего счастья. Если хотим жить хорошо, значит будем заботиться о своей общей собственности. Если нет - пожалуйста, никто не пойдёт в чужой дом наводить там порядок».
Не криком, а расчётом
Юрий Трещевский, доктор экономических наук:
«Кто-то из жителей недоволен тем, что пиво можно купить в шаговой доступности, кто-то, напротив, - очень рад. На всех не угодишь. Мне кажется, ограничение торговли никак не помогает в борьбе за здоровье населения. Давайте запретим торговать салом, пирожками, особенно жареными, - всё это наносит вред здоровью. Но каждый делает свой выбор сам. А главное - любые препятствия бизнесу снижают занятость, что влечёт падение доходов населения. Преимущественно пивом на розлив торгует малый бизнес, его возможности как-то сманеврировать очень ограниченны.
Так что не стоит чинить препятствия без крайней, очень серьёзно обоснованной необходимости. Мы все разные. Кому-то не нравятся пивные, кому-то - табачные, кому-то - шумные стадионы. Не нравится - переселяйтесь подальше, развивайте мобильность. Можно жить в частном доме. Очень удобно - никто ничего подобного у тебя под носом не откроет. Любой запрет должен быть обоснован не громкостью крика тех, кто недоволен, а очень серьёзными расчётами. При этом считать должны противники бизнеса - пусть покажут, что выгоды превысят потери».
Выгодно и доступно
Александр Орлов, главный нарколог области:
«Одна из составляющих государственной стратегии по снижению потребления алкоголя - предложение населению слабоалкогольных напитков. По данным Росстата, потребление официально приобретённого алкоголя в области с 2013 по 2015 г. снизилось с 8,6 до 6,6 л на душу населения. Причём снижение идёт за счёт крепких напитков.
Но у любого явления есть плюсы и минусы. Как показывает статистика, физическая зависимость при потреблении слабого алкоголя формируется медленнее, происходит снижение количества алкогольных психозов - случаев «белой горячки»: за последние шесть лет - на 30%. Но со временем проявятся и минусы: пиво вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта, почек, печени. Бьёт по репродуктивной функции: повышается выработка женских половых гормонов, что ведёт к снижению потенции у мужчин. Вы обратили внимание, как изменился облик мужского населения? На пляже у каждого второго торчит пивной животик.
Конечно, пивных много: у нас одна точка, торгующая алкоголем, приходится на 400-500 человек. В развитых странах - на 10-20 тыс. человек. Представляете, насколько выше у нас доступность? И стоимость алкогольных напитков у нас намного ниже.
Мы полностью поддерживаем идею запрета торговли алкоголем в многоквартирных домах. В прошлом году письмо в Госдуму с таким требованием подписало более 4 тыс. воронежцев».