Струнный квартет из Германии в составе Якоба Энке (скрипка), Даниэля Штолля (скрипка), Зандера Штюарта (альт) и Леонарда Диссельхорста (виолончель) впервые выступил в России в рамках VII Международного Платоновского фестиваля искусств.
Ребята подходят нестандартно к оформлению своих концертов – почти все, кроме виолончелиста, играют стоя и без нот. Они могут свободно двигаться и изображать чувства, которые испытывают. Их ничего не сковывает. Жонглируя разными жанрами, они с лёгкостью сыграли в первом отделении Третий квартет Белы Бартока и Пять пьес для струнного квартета Эрвина Шульхофа: «Венский вальс», «Серенада», «Чешский танец», «Меланхолическое танго», «Тарантелла». Во втором отделении музыканты исполнили квартет ре минор «Смерть и девушка» Франца Шуберта. А на бис ребята исполнили свою знаменитую самбу и несколько джазовых композиций.
Оправдывая своё название «vision», ребята делают ставку на визуальное восприятие, а их игру отличает яркая атака звука и отточенность движений. Сразу видно, что музыкнаты уже хорошо друг друга чувствуют и действительно предстают на сцене как единый ансамбль.
Перед концертом музыканты из Vision String Quartet пообщались с журналистами и рассказали о своём предназначении, о современной музыке, почему они не любят классику в современной обработке и о том, как привлечь в академические залы молодёжь.
Фанаты XX века
Дарья Бойченко, «АиФ-Черноземье»: Что повлияло на выбор вашей программы, которую вы привезли на Платоновфест?
- Мы большие фанаты XX века. Мы стараемся играть на концертах те произведения, которые нам ближе всего. С другой стороны, мы стараемся не концентрироваться на какой-то одной эпохе и играем произведения из разных эпох, которые имеют какую-то общую составляющую.
На выбор программы также влияет то, для какой публики будут исполнены произведения. Публика в каждой стране – разная. Например, в Перу слушатели очень громко и бурно аплодируют, но когда выходишь на бис, то они думают, что всё уже закончилось и расходятся. Про русских же мы слышали, что они очень эмоциональные и страстные слушатели.
Когда мы готовились к Платоновскому фестивалю, то узнали, что здесь есть много профессионалов, которые разбираются в музыке. И мы выбрали Бартока. Этот композитор – сложный, он подходит не для всех исполнителей и не для всех слушателей.
- Вы играете ещё что-либо, кроме академической музыки?
- У нас есть программы, которые состоят не только из классических произведений. В свои программы мы включаем и такие современные направления, как джаз, рок, поп. Но для Платоновского фестиваля мы подготовили более классическую программу.
- В вашем репертуаре есть музыка русских композиторов?
- Нам близка их музыка. А наш любимый квартет – 8-й квартет Шостаковича. Мы как раз сейчас занимаемся записью нашего дебютного диска и среди прочего там есть это произведение.
- Как распределены ваши роли в квартете? Вы все друзья?
- Мы сами занимаемся своим менеджментом, поэтому у нас существует множество разделение ролей, но как такового шефа у нас нет. Например, первая скрипка подписывает договоры. Вторая скрипка общается с агентством, альт занимается прессой, и самая неприятная работа достается виолончели – она занимается налогами.
Работа квартета состоит из двух частей – напополам из музыки и организаторской работы. Мы очень долго знакомы и наша концертная деятельность вытекла из нашей дружбы, а не наоборот.
- Расскажите подробнее, как сформировался ваш квартет?
- У нас у всех классическое образование. Через него мы познакомились в высшей школе музыки в Ганновере. Изначально мы начинали работать секстетом в составе контрабаса и скрипки-баритон. Однако это сработало не так хорошо, как мы надеялись. Тогда мы выбросили скрипача и контрабасиста и стали квартетом. Сейчас мы стараемся всегда разбавлять свои классические произведения пьесами других направлений.
Аутентичность исполнения
- Что нужно сделать, чтобы в академических залах было больше молодёжи?
- Главным является не что играть, а то, как организовать это событие. Например, выйти из привычных рамок классических залов и организовать событие с применением света и видеоинсталляций. Очень важно уметь выстроить живой контакт с публикой.
Некоторые свои концерты мы играем в темноте – по аналогии с тёмными ресторанами в Европе. При таком исполнении появляется возможность по-другому услышать музыку. Кроме того, у нас был опыт игры в клубе, где мы использовали туман и световые решения. А поскольку в клубе более сухой воздух, то акустика и звучание классической музыки получается иное.
- Что хотели нового вы бы хотели привнести в музыкальную жизнь?
- Мы бы хотели донести до зрителей, что внешний вид не менее важен при выступлении. Например, если кто-то играет действительно что-то потрясающее, но выглядит плохо, то никто никогда в это не поверит.
К сожалению, бизнес классической музыки превратился в пожилого человека, традиции заполонили его и ничего не меняется. Мы бы хотели сделать классическую музыку современной, чтобы она развивалась. Нам хотелось бы сделать таких композиторов, как Моцарт, Шуман и Барток, популярными во всех странах.
- Не будут ли консервативные зрители настроены против дополнительных эффектов?
- Организаторы смотрят скептически на наши эксперименты, но в конце выступления публика выглядит вдохновлённой и уходит с концерта довольной. На наш взгляд, очень важно сохраненять уровень и качество играемой музыки. Например, мы никогда не станем делать джазовую аранжировку из произведений Чайковского. Каждый великий композитор был прогрессивен, каждый из них пытался внести что-то новое, актуальное своему времени. В современном мире также важно развивать классическую музыку. Только нужно быть действительно вдохновлённым тем, что ты делаешь, тогда публика увидит по-настоящему что-то честное и аутентичное. Увидит, что это не просто коммерческий проект.