Примерное время чтения: 8 минут
1819

Зачем Воронежу столько отелей? О конкуренции гостиниц и развития туризма

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Черноземье 09/03/2017

За последние три года в Воронеже появилось сразу несколько отелей мировых брендов. И в 2015 году по количеству открытых гостиниц наш город уверенно занял третье место в России. Тем самым мы закрыли потребность в «номерах» и догнали другие города–миллионники. 

Громкое начало

Весной в Воронеже должно произойти важное событие – заработает гостиница Marriott на 220 номеров, которая сейчас возвышается за ЦУМом на проспекте Революции. На сайте оте­ля пишут, что торжественное открытие должно состояться в мае. Правда, уже не раз церемония переносилась. Изначально её ждали в конце 2015 года, потом – в первом квартале 2016–го, теперь вот – в мае 2017 года.

Шестнадцатиэтажное здание давно «мозолит» глаза горожанам. Его возведение сопровождалось громкими скандалами. В чём только не обвиняли новостройку – и в пагубном влиянии на соседние дома, и в порче исторического центра города. Общественники даже надеялись, что гостиницу в итоге не будут открывать, но сейчас отель достроен и в скором времени должен заработать. Насколько успешно – другой вопрос.

«По большому счёту, на нашем рынке сейчас переизбыток отелей, ведётся борьба за каждого гостя, – считает Елена Иванова, руководитель службы развития продаж AZIMUT Отель Воронеж. – И туристы стали очень избирательны – хотят получать максимум услуг высокого качества по приемлемым ценам. В Воронеже потребность в номерном фонде составляет порядка 5 тыс. мест, а у нас уже переизбыток – где–то 5,5–5,7 тыс. мест. И это не считая апартаменты, хостелы и маленькие частные отели».

По словам Елены Ивановой, конкуренция сейчас нешуточная – отели пересмотрели свою ценовую политику, стали предоставлять больше услуг, повысили качество работы. Дорогие отели снизили цену для корпоративных клиентов. Поэтому вопрос, как будет выкручиваться пятизвёздочный Marriott – не праздный. Здание, которое, по мнению архитекторов, изуродовало архитектурный облик исторического центра Воронежа, оказывается, может быть не таким уж прибыльным.

Кроме того, помимо этой гостиницы, на очереди и другие. Ещё один дорогой отель разместится, например, в Галереях Чижова – тоже центр города и тоже высокий класс.

Всего в Воронежской области сейчас немногим более170 гостиниц, причём, в самом Воронеже их под сотню – без учёта хостелов. Ещё два года назад все они работали с прибылью. Но уже 2016 год стал переломным. По данным Воронежстата, в прошлом году наименее выгодными направлениями деятельности для предпринимателей региона стали гостиничный и ресторанный бизнес – уровень рентабельности этих предприятий стал отрицательным – минус 8,6% (чистый убыток – 68,198 млн руб.).

Гостиницы впрок

В последние годы в Воронежской области много говорят о внутреннем туризме и его развитии, и одним из направлений увеличения туристической привлекательности считается повышение качества гостиничных услуг. С этим долгое время в городе была беда – ещё десять лет назад при проведении крупных форумов гостей могли поселить где–нибудь на турбазе. В итоге для отелей мирового уровня даже сделали льготное налогообложение, с которым, правда, пошло не очень гладко. Но к нам пришли бренды, повысилось качество обслуживания.

Бизнесмены оживились, проектов стало больше, только в центре города появились с разницей в год сразу три крупных отеля. Жаль вот – туризм от этого никак не развился. По словам Елены Ивановой, поток гостей по–прежнему зависит от событийности и деловых программ. Приезжают на гастроли, в командировки. А вот путешественников, которые приехали бы просто посмотреть на красоты города и области, почти не прибавилось. Хотя в целом количество туристов всё же стало больше.

Одно радует, что даже ещё не приехавших к нам гостей теперь есть куда селить. О них позаботились бизнесмены, которые за пару лет успели налепить больших отелей, видимо, надеясь на их быструю окупаемость.

Все, кому не лень

Николай Корзон, действительный член Национальной академии туризма:

«Конечно, наши отели до лучших мировых с нормой в 76% заполняемости не дотягивают. Но если сетевые отели появляются, значит это кому-то нужно. Уверяю вас: прежде чем строить, они проводят серьёзные исследования. И если Marriott влепил в Воронеже такую вышку, значит они тысячу раз всё просчитали и уверены, что получат определённую выгоду. Не на перспективу развития туристской индустрии, а на данный момент, потому что у нас пока только становление туристcкой индустрии.

Создали различные турцентры, которые порою пытаются выполнять функции туроператора, но создавать продукт не собираются - так, чтобы и дорога, и гостиница, и развлечения были продуманы. Я говорю о массовом сегменте. А собирать круглые столы и обсуждать развитие туризма в Воронежской области - это же не помощь и даже не решение.

Ещё беда общероссийская, в том числе воронежская, что мы продаём, что нравится нам - условно тот или иной музей, но людям это не нужно. Мы не понимаем, кто и для чего останавливается в гостиницах, с какими целями приезжает, и удивляемся, что у нас строят столько отелей. Если бы мы провели серьёзные исследования, узнали, что нужно людям и сформировали какой-то покупаемый тур, то был бы совсем другой разговор.

Кстати, не стоит забывать, что туристы - не всегда благо. Сейчас мэр Барселоны делает всё, чтобы в полуторамиллионный город не приезжало 32 млн гостей, из-за чего взлетели цены на продукты и жильё. Всё нужно взвесить и просчитать. И туризмом должны заниматься специалисты, а не так, как в нашей области, - все, кому не лень».

Бум закончился

Ирина Куксова, доктор экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела ВГУИТ:

«Сегодня в Воронеже количество гостиничных номеров превышает потребности. Но когда строят дорогой отель, в большинстве своём это некий способ вложения и, возможно, отмывания денег. Конечно, и дорогие гостиницы найдут своего состоятельного клиента, но таких туристов немного. Загруженность отелей не в сезон в Воронеже маленькая - около 50%. Круглый год, благодаря своему имени, загружена только пара отелей мировых брендов.

Так что гостиниц в Воронеже достаточно, теперь хорошо было бы развивать туристическую инфраструктуру. Но, к сожалению, от развития инфраструктуры дохода, особенно на первых порах, никакого, а гостиница всё же даёт какой-никакой доход. Отели - это не только номера. В них можно сделать хороший ресторан, проводить свадьбы, форумы, конференции и пр. У нас много гостиниц в центре города, что удобно для развития сопутствующих услуг. Да и приезжим удобней размещаться в центре - они хотят жить в шаговой доступности от всех важных объектов. У нас есть и гостиницы на выезде, но часто в них останавливаются только на ночь, проездом. А так как город уже насыщен отелями, бум на такое строительство, думаю, закончился».

Отдыхали с комфортом

Первыми в гостиничном деле были постоялые дворы, которые обычно содержали купцы и трактирщики. А гостиницы в современном понимании начали развиваться только в XIX-XX веках.

В Воронеже сохранилось несколько исторических зданий первых отелей. Так, по улице Среднемосковская, д. 12 находится здание бывшего «Гранд-отеля». Его построили в 1859 году, тогда это был большой деревянный дом с кирпичным флигелем. Усадьбу использовали как постоялый двор. В 1893 году на месте усадьбы выросла гостиница «Гранд-отель», которая в городе считалась одной из лучших, там даже были ванны и телефонная связь.

А на проспекте Революции, 44 расположено здание гостиницы «Центральная» - тот самый трёхэтажный, почти сказочный терем, выкрашенный в жёлтый и оранжевый цвета. Гостиницу построил купец Самофалов в 1878-1879 годах. В ней останавливались писатели Чехов,  Успенский, Бунин. В советское время в ней жил Маяковский.

Горожанам также хорошо известно не менее красивое здание гостиницы «Бристоль», которая тоже располагается на проспекте Революции. Там в 1909-1910 годах на месте усадьбы купцов Синицыных возвели отель в стиле модерн. Это был первый воронежский дом с грузовым лифтом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах