2 апреля–Международный День детской книги. Как пробудить интерес ребенка к чтению и привить литературный вкус, «АиФ-Черноземью» рассказала Юлиана Беляева, преподаватель детской литературы.
АиФ: – Должно быть, всё начинается со сказки. Как сказочные истории, которые читают детям с первых лет жизни, влияют на ребёнка?
Ю.Б.: – Сказка даёт детям возможность познать мир и самого себя, адаптироваться среди людей. Опыт народов бесценен, и он заложен именно в сказках. Мир сказки – это и фантазии, и правда, и ясность. Там есть чёрное и белое, есть положительные герои, с которых можно брать пример, и отрицательные, которые олицетворяют тёмные силы. Ребёнок, слушая сказки, примеряет всё к себе, выбирая ту или иную жизненную позицию.
В начале XX века шёл большой спор вокруг сказок: были сторонники новых подходов, которые исключали сказки, считали их абсолютно вредными и оторванными от нового времени, и те, кто поддерживал сказку – Горький, Маршак, Чуковский, Маяковский... Они понимали, что без сказки ребёнок не сможет жить в сером и трудном мире взрослых. Я тоже считаю, что сказки очень важны. Они развивают фантазию, речь, воображение, личностные качества. Любой человек до глубокой старости помнит сказки, которые звучали в его детстве.
– Но бывают и довольно мрачные сказки. Например, братьев Гримм…
– Есть сказки народные, есть литературные – авторские, а есть художественные пересказы. Вот сказки братьев Гримм – это как раз профессиональный пересказ, художественная обработка народных сюжетов. Нужно учитывать, что у каждого народа свои исторические позиции, ментальность, взгляды на мир. Поэтому некоторые зарубежные сказки кажутся нам мрачными. Например, у скандинавских, британских сказок силён мистический аспект. Мне кажется, надо знакомить ребёнка с разными сказками, чтобы он понимал, как велик и разнообразен наш мир.
– Какие книги вы советуете читать малышам?
– Я считаю, что надо начинать с фольклора. Можно сочетать чтение с игрой. Ну, и, конечно же, нужно читать классику. Чем сильнее произведение, тем лучше. Даже если ребёнок что-то не поймёт для начала – не страшно, всегда можно объяснить что к чему. Произведения Пушкина – это тот пласт, который необходимо дать ребёнку в руки – пусть он его попробует, узнает вкус слова. Уникален для детей Чуковский. Он занимался изучением детского мира, сознания, речи, он изобрёл свою «корнееву строфу», которая легла в основу многих его сказок. Мы до сих пор помним его произведения наизусть. Это феноменально! И очень важно вовремя дать всё это ребёнку, иначе его дальнейший багаж будет пополняться с большим трудом.
Держитесь берега!
– А как привить любовь к литературе на долгие годы?
– Главное, привить не просто вкус к чтению, а пробудить интерес. Чтобы ребёнок знал, что помимо компьютера и интернета есть книга. Конечно, многое зависит от семейного быта: как складывается общение в семье, каков распорядок дня ребёнка. Даже если днём все взрослые работают, есть домашние вечера, когда можно сесть и вместе пообщаться, почитать, поиграть. Должна быть особая атмосфера. Тогда формируются такие «полки», на которые ребёнок сам будет складывать то, что ему интересно.
Конечно, не всем это даётся легко, есть дети, которые трудно обучаются. Встречается даже такое заболевание – дислексия, когда человек не может быстро и правильно распознавать слова; чтение и правописание даются ему неимоверно тяжело. И, тем не менее, даже люди с такими нарушениями могут достичь успехов в литературе! Ганс Христиан Андерсен был безграмотным, а Агата Кристи страдала дислексией – она надиктовывала свои произведения.
Не нужно заставлять детей читать насильно, иначе можно получить обратный эффект. Ещё важно приобщение к театру, ведь это связь литературы и зрелищного искусства. Так ребёнок увидит, как работает слово. Это очень действенно.
– Что скажете о современной детской литературе: сейчас появляются совсем парадоксальные вещи вроде «Приключений какашки». Откуда берутся такие книги?
– Время откладывает свинцовый отпечаток на то, что происходит в литературе и искусстве. Когда у меня спрашивают, что почитать ребёнку, я всегда говорю: держитесь классики, держитесь берега, не уплывайте далеко, потому что там может попасться всё, что угодно. Изменилось общество, жизненные приоритеты, наше представление о будущем. Кем дети хотят быть сейчас? Не космонавтами, врачами или учителями, а президентами, бизнесменами. Причём, не всегда это лидерство положительно. Поэтому родителям нужно с большой осторожностью выбирать книги для ребёнка.
На языке времени
– Какие темы в детской литературе сегодня актуальны?
– Я бы выделила тему школьной жизни – ребёнок и его позиция в коллективе. Это было и раньше, все мы помним «Чучело» Железникова. По-прежнему читают детских классиков: Драгунского, Носова, Голявкина, и современных авторов – Дружинину, Бородицкую, Постникова. Сейчас в литературе широко представлены фантастика, приключения и фэнтези. Это огромный поток и наших, и зарубежных писателей: Тамара Крюкова, Джон Рональд Руэл Толкин, Диана Уинн Джонс и другие.
Часто сегодня детская литература делится по половому признаку: книги для мальчиков и книги для девочек. Правда, качество таких книг нередко оставляет желать лучшего. В книгах для мальчиков, например, много «боевика», но мало героики, мужественности. Всё происходящее поверхностно, не хватает глубины. Ещё, на мой взгляд, современной литературе не хватает героя. Раньше был идеал, к которому все стремились, который обладал яркими качествами, совершал хорошие поступки. Например, «Тимур и его команда» Гайдара. Сейчас главный персонаж – лидер в своём окружении, который живёт фантазиями. Его геройство никакими поступками не подкрепляется. Может, со временем и появится герой эпохи, но пока его нет.