«Слово — автору» — произведение главного редактора популярной газеты Максима Горохова. На примере творчества известного публициста и писателя Александра Лапина он рассматривает вопросы авторства и его трансформации в современном мире. Презентация книги прошла на Московской международной книжной выставке-ярмарке 7 сентября.
«Знаете, я вот перед этой встречей часа два-три ходил по рядам с книгами, — начал выступление Максим Горохов. — И вдруг подумал: «А ведь у каждой из них есть свой автор». У этих людей разная судьба, стиль, манера работы с людьми и фактами. Но всех их объединяет одно: им есть что сказать. Ну, хотя бы большинству. А мы с вами сейчас наблюдаем уникальную ситуацию: перед нами человек, который объединяет несколько способов авторства и разные принципы работы с аудиторией, потому что он является и журналистом, и писателем. Сейчас еще начал активно вести страницу в Facebook. Но главным своим занятием Александр Алексеевич все равно считает литературу. Проследить этот путь трансформации авторского «я» было дня меня интересно».
Так собирали материал Толстой и Пушкин
Автор книги рассказал, что идея написать её созрела прошлой осенью. Тогда он сидел вместе с героем своего будущего произведения в симферопольском кафе. Коротали время перед встречей с главой Госсовета Крыма Владимиром Константиновым. Речь должна была пойти о событиях 2014 года. Александру Лапину требовалась фактура от человека, который стал толчком тех драматических событий, которые спустя четыре года воспринимаются как исторические, преломившие сознание всего русского народа.
«Они поговорили часа полтора-два. И когда я наблюдал со стороны за этим процессом, то понял, что прямо сейчас на моих глазах разворачивается работа писателя. Как он собирает факты, интересуется деталями. Разговаривая после с Лапиным, я понял, что это будут не страницы текста, большие главы, а какие-то детальки, штрихи образов. Они просто помогут писателю быть достоверным, исторически правдивым. Ради этого он проехал очень много километров. Потом была ещё встреча в кафе с другими участниками тех событий. Казак-ополченец, взволнованный и очень шумный. Бывший командир крымского «Беркута», спокойный и вдумчивый. Военный советник. Местный издатель. Каждый поделился чем-то своим. Так собирается интересная фактура, — отметил Максим Горохов. — В век технологий этот способ, наверное, можно назвать старомодным. Но Толстой и Пушкин так же собирали материал для своих произведений. Ездили по местам, где разворачивались исторические события. Все это я вижу в работе Лапина. А как человек, защитивший диссертацию «Автор публицистического текста как субъект высказывания», в которой я сравнивал автора-журналиста и автора-литератора, понял, что передо мной яркий пример того, как эти роли переходят одна в другую».
Обратная сторона журналистского труда
Автор и герой книги знакомы уже больше 15 лет. За эти годы много времени провели в беседах.
«Александру Лапину присущ острый слог. И жизненный опыт у него большой. Так накопилось очень много материала. Впечатлений. Фактов, о которых хотелось расспросить поподробнее. Всё это нашло отражение в первой части книги, где мы рассматриваем Лапина как журналиста. Здесь бытовые сценки соседствуют с высокими материями. Простые и смешные ситуации — с трагическими. Мы обсуждаем и то, как журналист ищет своего героя, и что этот герой должен воплощать собой какое-то противоречие, демонстрировать новое явление. Например, была история про знатного верблюдовода-орденоносца в Казахстане, который поставлял молоко этих животных самым высоким лицам республики, но при этом угонял чужих верблюдов. И вот никто этого степного разбойника — барымтача — не мог поймать. Здесь видно противостояние в конкретном человеке двух эпох: родоплеменного уклада и советской действительности. И как рождалась статья по этой истории, мне было интересно. Лапин рассказал, как его встретили не по-казахски холодно, как барымтач в прошлом зарубил собственную мать топориком, а на суде сказал, что она сама это сделала в приступе ярости, и т. д. Очень много деталей осталось за кадром, но всё попало в книжку — здесь видна обратная сторона журналистского труда».
Об отношении к деньгам и к людям
На примере этой темы и ещё нескольких ярких эпизодов — с казахским мясником, похитившим местную красавицу, или мафиози, сушившим деньги на бельевых верёвках, — Максим Горохов прошёл по этапам творчества Александра Лапина, чьи тексты всегда начинаются с человеческой истории.
«В литературе принцип работы другой. Автор при создании героя использует обобщение и синтез. Описывается не реальный человек, а некая универсальная история, воплощённая в конкретном образе. Лапин не любит, когда у него спрашивают: «А кто это?» Писатель пишет не с одного прототипа. Например, в одном чиновнике соединяет черты двадцати».
В книге «Слово — автору» есть и философский подтекст, связанный с религией творчества: когда человек поднимается на высшую ступень, соприкасаясь тоже с чем-то высшим, он начинает творить и проявлять себя во всей полноте. Также идёт речь об отношении к деньгам, к себе самому, к другим людям и многом другом», — заключил Максим Горохов.
«Смысл жизни — духовно вырасти»
Александр Лапин добавил, что в век технологической революции, как ни странно, нужны творцы:
«Многие говорят, что некоторые профессии отомрут. Не будут нужны водители, каменщики и т. д. Если смотреть, что происходит с человеком, складывается ощущение, что высшее удовольствие — жить комфортно. В рот трубочку, чтобы пища поступала, в другое место — чтобы всё из организма выходило. На голову — шлем. И — существование в другой реальности. Обслуживанием занимаются роботы. Но это не счастье, это — тупик. Когда пропадёт рутинная работа, люди должны заняться творчеством. Это основа внутреннего развития человека. Смысл жизни — духовно вырасти. И только творчество здесь может помочь».
После этого писатель немного рассказал о своём методе:
«Для книг я собираю кучу разного материала, езжу по местам, общаюсь с людьми лично, узнаю, что и как происходило. Но если всё просто описать, будет неинтересно. Моя задача — преломить это через своих героев. Нужно продумать сюжет. Понять, для кого эта книга. Ведь сейчас в интернете сотни писателей, но они не знают элементарных вещей: любовный треугольник, кульминация, эпилог, пролог и т. д. Без этого нет мастерства. Создавать книги — профессия. В следующем моем романе будет шесть слоев: сюжет, философия и т. д. Я не хочу повторяться. Пишу его как роман-путешествие: в пространстве, времени и в самом себе».
«Вдохновение не появляется без труда»
Пришедших интересовало, какими качествами должен обладать современный писатель.
«Авторы разные. Но, на мой взгляд, для всех важно внимание к сущностным вещам, к деталям, которые передают правдивую основу жизни. То, что журналист скажет напрямую, писатель должен зашифровать. Создать образ, который будет воздействовать на подсознание, чтобы человек познавал этот мир нерационально», — считает Максим Горохов.
На следующий вопрос о вдохновении ответил Александр Лапин:
«Оно появляется только тогда, когда много работаешь. Перед «Крымским мостом» я как подумал, сколько должен прочитать, узнать, проехать… А потом медленно стал заставлять себя. Втянулся. А когда подходишь к концу — перо уже само бежит. Если ты упираешься, вдохновение постепенно приходит. Оно не появляется без труда».
Выступил на презентации и редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев:
«Мы с Александром Лапиным нашли друг друга. Так получилось, что издаём уже одиннадцатую книгу. Шесть томов «Русского креста», «Святые грешники», сборники публицистики. Будем и дальше плыть в этом книжном море. Что касается нового произведения — мы наконец-то подошли к творчеству писателя литературно-критически. Надеемся, что книга «Слово — автору» поможет ему самому двигаться в просторном океане литературы».